Опрос
Ваше мнение по поводу электронного дневника
Всего ответов: 449
Достижения
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » 2015 » Июль » 3 » Уроки Холокоста - путь к толерантности.
14:58
Уроки Холокоста - путь к толерантности.

С 26 по 29 июля 2015 года  в Москве состоялась XV ежегодная  сессия международных курсов преподавателей темы Холокоста «Уроки Холокоста – путь к толерантности».

Организаторы сессии, Научно-просветительский центр и Фонд «Холокост» и Международная школа «Яд Вашем», уже в 15-й раз собрали в Подмосковье учителей школ, преподавателей вузов, музейных работников из многих городов России.

Слушателей Школы на Поклонной горе в мемориальной синагоге приветствовала Алла Ефремовна Гербер, президент фонда «Холокост».

Поклонная гора – символ победы над фашизмом, символическое место, где связь с прошлым ощущается каждым, попавшим сюда впервые. Монументальные памятники и обелиски прославляют подвиг советского народа. Но не только подвигах вспоминается здесь. Всплывают в памяти человеческие жизни, покалеченные и унесенные войной… Люди, прошедшие через ад нацистских лагерей, «выживших в пламени Холокоста»…

Первые встреча в мемориальной синагоге была для меня важна. Этому есть несколько причин.

Во-первых, говорить о трагедии народа в самом важном для каждого еврея месте, синагоге, сразу настраивает на нужный лад. Небольшая экскурсия, где каждый мог увидеть свидетельства мирной жизни местечкового еврея. Такой простой и понятной каждому из собравшихся здесь. И внезапный переход к теме Холокоста. Кажется, что такой переход не возможен. Но так все и было. Сегодня мирная жизнь, чтение торы, а завтра оккупация, гетто, лагерь… Здесь, на Поклонной горе, можно прочувствовать  этот переход от жизни к «смерти».

Во-вторых, в мемориальной синагоге я побывала впервые. Что такое синагога, я знаю, потому что мне посчастливилось побывать в нескольких синагогах. Но только здесь появилось ощущение, что это место для «мыслей траурно-трагичных».

Именно здесь началось наше погружение в тему Холокоста.

Для большинства людей тема Холокоста ограничивается 30-40гг. XX века. Но с чего же начинается все на самом деле? По мнению Юрия Табака, религоведа, корни антисемитизма нужно искать в глубине веков. Вместе с лектором мы прошли от эпохи сотворения мира до современного Израиля. В какой-то момент вспомнилась фраза «Начинать нужно с самого начала». И в теме Холокоста начинать изучение с последствий первопричин, обозначившихся еще в древности, нельзя. Погружение в эпоху – вот что впечатлило меня в этой лекции.

О Холокосте XX века продолжил разговор Илья Александрович Альтман.

В течение второго дня участников Школы «напитывали» информацией: лекционные занятия сменяли друг друга. Лекторы, профессионалы высшего класса, Алла Ефремовна Гербер и Илья Александрович Альтман, говорили о Холокосте на территории СССР и России. «Трагедия евреев, пропущенная через призму семьи», - так, по моему мнению, можно озаглавить этот день. И говорить о Холокосте нужно не безлико, а на примере конкретных людей, выживших в страшные годы, потерявших всю семью, но сумевших остаться Людьми.

И будто в подтверждение этой мысли следующая лекция Ноа Сигал о фотоальбоме «Аушвиц», Лили Якоб, увидевшей  свою семью на фотографиях в найденном альбоме… Ни одна фотография их альбома не осталась без внимания. Шелест страниц, удивленный шепот: мы не обнаружили в альбоме привычных страшных фотографий. Вот люби стоят перед вагонами. Вот они стоял в колонне. Фотографии, на первый взгляд, мирной картины, которую портят внезапно попавшие в кадр объектива немецкие офицеры и солдаты… Как можно трактовать эти фотографии? Как они вообще появились? Мы начинаем размышлять. Ноа задает вопросы. Мы анализирует. Отвечаем. А потом начали говорить о методах, которые можно использовать на уроках, посвященных Катастрофе…

И все логично. От времен Ветхозаветных к истории современности, от трагедии народа к трагедии семьи.

Вторую половину дня нам предложили посвятить обмену опытом. Каждый из участников рассказывал о своих уроках толерантности. Уроки живописи и истории, литературные гостиные и мемориальные мероприятия. Эта часть Школы прошла очень бурно. Две аудитории представляли собой шумную площадку. Обмен опытом всегда важен. Образовательная школа не только дает новые знания, но и позволяет проанализировать свою деятельность, сопоставить ее с опытом других педагогов. Для меня, учителя ЕАО, эта возможность очень важна. Посетить курсы повышения квалификации в другом регионе, к сожалению, практически невозможно. Опыт коллег из других регионов просто бесценен!

Итак, «напитавшись» информацией и поделившись своими успехами с коллегами, мы приблизились к третьему дню нашей программы. В течение третьего дня мы работали в группах. Наша группа занималась разработкой рекомендаций для российских органов управления образования по проведению ежегодных мероприятий, направленных на изучение темы Холокоста в образовательных учреждениях. Споры в нашей группе разгорелись нешуточные. Дискутировали о том, какие даты должны быть включены в годовой план воспитательной работы школ, вузов, библиотек. Результатом работы стало написание письма и разработка рекомендаций по проведению ежегодных мероприятий в образовательных учреждениях.

Вторая группа работала с пособием «Холокост. История. Уроки». Были разработаны рекомендации, которые позволят доработать электронное пособие.

Активную дискуссию вызвал фильм П. Чухрая «Дети из бездны», вызвавший неоднозначную реакцию у слушателей курса. Долго спорили о том, с какого возраста можно начинать знакомство с этим фильмом. Большинство участников Школы говорили, что фильм нужно показывать только старшеклассникам. Кто-то же отстаивал позицию, что и учащийся 7 класса способен понять этот фильм. Но к просмотру фильма нужно быть морально готовым. Без подготовки же подходить к просмотру нельзя.

Итак, последнее занятие завершилось, но на этом не закончилось обсуждение темы Холокоста. В коридорах еще долго шло обсуждение фильма, лекций. Полученная информация упорно не желала укладываться мертвым грузом в сознании педагогов. Она искала выход, который, я думаю, в течение учебного года выльется в интересные мероприятия и уроки, посвященные Катастрофе еврейского народа…

Место Холокоста в школьном образовательном пространстве. Мне кажется, что именно такой подзаголовок можно добавить к прошедшей летней сессии. На протяжении четырех дней мы пытались ответить на ряд важнейших вопросов: С какого возраста нужно начинать разговор о трагедии еврейского народа? На какие моменты делать акценты: трагедия, сопротивление, мужество, человечность? Какие методы выбрать для работы, чтобы не опуститься до создания «страшилок о прошлом»? Вопросам этим, казалось, не было конца. И ответить на эти вопросы должен был каждый участник Школы… И на эти вопросы он будет отвечать каждый раз, когда начнет готовиться к урокам толерантности, которых, я уверена, в его педагогической практике будет очень много.

Огромное спасибо хочу сказать организаторам летней сессии Алле Ефремовне Гербер, Илье Александровичу Альтману, Наталье Анисиной, Ноа Сигал. Ваше стремление "раскрыть" наши души не пройдет бесследно. Ваши труды возродятся на наших уроках и мероприятиях. Огромное Вам спасибо!

Просмотров: 560 | Добавил: Виктория
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 23.09.2017, 15:48
Приветствую Вас Дошкольник
Календарь
«  Июль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Форма входа
Логин:
Пароль:
 
Баннеры
Проголосуй за наш сайт











Блог школьного Всезнайки - твой навигатор во всемирной паутине, познавательный журнал для подростков.











...
#popup { display: table; position: fixed; top: 0; left: 0; z-index: 100; height: 100%; width: 100%; background: rgba(240,240,240,.9); visibility: hidden; animation: animaciya 1s 2s forwards; /* 5s - это количество секунд по истечении которых появляется сообщение */ cursor: pointer; } @keyframes animaciya { from {visibility: hidden;} to {visibility: visible;} } #popup figure { display: table-cell; vertical-align: middle; } #popup div, #popup figcaption, #popup figure:before { max-width: 500px; /* максимальная ширина */ margin: 0 auto; border-style: solid; border-color: rgb(88,125,164); background: #fff; } #popup figure:before { /* стиль кнопки "закрыть" */ content: "закрыть"; display: block; padding: 0 1%; border-width: 4px 4px 0 4px; border-radius: 5px 5px 0 0; text-align: right; color: rgb(88,125,164); } #popup div, #popup figcaption { padding: 1%; cursor: default; } #popup figcaption { position: relative; border-width: 0 4px 0 4px; font-size: 110%; text-transform: uppercase; color: rgb(100,100,100); } #popup figcaption:before { /* стиль восклицательного знака, не поддерживается Google Chrome. Его можно заменить на что-то более приемлемое */ content: "\26a0 \20 \20"; color: red; font-size: 150%; vertical-align: middle; } #popup div { border-width: 0 4px 4px 4px; border-radius: 0 0 5px 5px; }