Опрос
Ваше мнение по поводу электронного дневника
Всего ответов: 445
Достижения
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » 2016 » Апрель » 9 » За гранью возможного… История одного семинара
11:01
За гранью возможного… История одного семинара
Говорят, что побывать в Иерусалиме каждый человек должен хотя бы один раз в своей жизни… Сложно не согласиться с этими словами. Земля обетованная. Земля благословенная. Завещанная… Как только не называют этот уголок Земли… Но для преподавателей темы Холокоста эта земля ценна еще и тем, что на одном из холмов Иерусалима расположился Мемориальный комплекс Яд Вашем, где по крупицам собирается и сохраняется история трагедии еврейского народа. Именно здесь, в Международной школе изучения и преподавания Холокоста, побывала группа учителей и педагогов России с 27 марта по 5 апреля 2016г.
Израиль встретил нас теплым солнечным днем, который сменился пасмурной погодой в Иерусалиме. Первые дни не радовали нас теплом. Но это, возможно, и к лучшему. Мы были сосредоточены на той информации, которую получали от преподавателей Школы.
Сегодня в современном мире, полном ненависти и жестокости, разговор о трагедии еврейского народа необходим: он позволяет затронуть самые глубинные струны детской души. но весь вопрос в том, как это сделать. Как не травмировать детскую душу тяжелой темой Холокоста? Какой материал выбрать для беседы? И как построить эту беседу? Кажется, что вопросов, роящихся в головах слушателей семинара, миллион…
Но начинаются лекции и практикумы… Вопросы систематизируются… Появляются ответы на них…
Сама структура семинара позволила выстроить систему ответов на ряд наиважнейших вопросов: почему именно евреи и как об этом говорить в школе…
Первое же занятие, проведенном Зеэвом Дашевским в лобби гостиницы вечером в день прилета, когда каждый был погружен в себя, заставило всех встряхнуться. «Еврейский народ – между верой и историей». А каким же он был богоизбранный народ. И в чем состояла его избранность. И как к этой избранности относились другие народы. На меня эта беседа произвела большое впечатление. Я смотрела на лектора как на странствующего философа-пустынника, который, казалось, появился из времен Авраамовых... Почему был так важен этот разговор для понимания изучаемой нами темы? Он позволил взглянуть на проблему из глубины веков. Почувствовать, что корни трагедии нужно искать не в веке XX, а гораздо раньше. Почувствовать, что называется, вековую связь… И эта ниточка появилась и превратилась в путеводную нить, вокруг которой плелись все остальные занятия курса…
Следующий день позволил нам познакомиться с историей еврейского народа до начала страшной эпохи. Для понимания исторического события важно знание предпосылок, причин его возникновения. Важно погружение в эпоху…
«Голоса и лица ушедшего мира». Думаю, что каждый из участников семинара заполнил это практическое занятие, проведенное Ноа Сигал. Важно было не просто понять, как жили люди. Важно было стать частью этого потерянного мира… А для этого вжиться в роль, почувствовать себя частью польской довоенной улицы, говорящей на языке идиш, пахнущей выпечкой и свежими овощами. Не безликой улицы, а наполненной именами и историями жизни.
Замечу, что в Школе делается упор на судьбу человека. Не трагедию народа вообще, а трагедию отдельного человека, за которым тянется история семьи, общины, местечка. Этот принцип очень важен в работе: не «напугать» подростка страшными цифрами и видеорядом, а показать трагедию отдельного человека, попавшего в водоворот исторических событий. Именно эта идея заложена в системе преподавания темы Катастрофы в израильских школах.
Этот принцип мы видели в действии каждый день. И не случайно в рамках семинара были организованы встречи с очевидцами тех событий, сумевшими выжить в годы Катастрофы. Давид Таубкин и Эмиль Зигель рассказали нам историю своей жизни, своего путешествия к Эрец Исраэль.
Не обошли стороной и тему Праведников Народов Мира. Говорили о милосердии и самопожертвовании. А вместе с этим начался разговор о стоящих в стороне и наблюдавших за истреблением евреев.
И каждая новая лекция раскрывала по-новому тему Холокоста.
Алла Гербер рассказывала о трагедии, прошедшей через ее жизнь.
Семинар не только «напитал» нас теоретически, но и позволил по-новому взглянуть на методику преподавания темы Холокоста. Работая в группах с учебными пособиями Яд Вашем, мы разработали несколько макетов уроков, которые каждый из участников семинара может наполнить необходимым материалом и использовать в работе.
Важным моментом, имеющим для меня особую значимость, стала презентация моими коллегами опыта преподавания темы Холокоста, накопленного в разных регионах. Важна была и внешняя оценка Аллы Гербер наших выступлений.
Частью образовательного пространства стал и сам мемориальный комплекс Яд Вашем. Экскурсии, проходившие ежедневно, знакомили нас с самыми неожиданными уголками Комплекса. Долина общин, скрытая от посторонних глаз в ущелье, которое человек не посвященный не сразу и увидит. Попав сюда, ты словно оказываешься на дне какого-то гигантского разлома. Глядя вверх по сказал, видишь только небо Иерусалима с облаками, с сумасшедшей скоростью  проносящимися над тобой, и читаешь высеченные на камнях названия исчезнувших с карты мира общин…
Но стоит сделать несколько шагов в сторону, и ты уже идешь дорогой жизни. Парк Праведников Народов Мира буквально обволакивает тебя со всех сторон. И что ни дерево, то история спасения. Устремляясь вверх по склону, проходишь землянку, где вспоминаешь истории партизанских отрядов. И разговор вновь заходит о Праведниках. И о памяти, которую они оставили в веках. И даже не замечаешь, как ты уже стоишь на одной их самых высоких точек Яд Вашем. И смотришь на белый город, залитый в лучах весеннего солнца или омытый прохладным дождем. А впереди еще музей Комплекса, и Детский мемориал, и Зал имен. А у тебя всего 9 дней, чтобы увидеть все это. И осознание того, что время неумолимо, заставляет запомнить каждую тропинку в парке, каждую скульптуру и дерево. И история будто оживает перед глазами…
И история оживает, когда ты попадаешь в Старый город. Идешь под дождем мимо храмов и небольших церквей…
Быть в Иерусалиме и не побывать в Старом городе! Это невозможно! И ведь не зря наше знакомство с темой Холокоста началось со времен Ветхого Завета. И в течение нескольких дней мы могли прикоснуться не только к ветхозаветной, но и новозаветной истории. Путешествие в Мертвому морю проходило через Кумран, где были найдены свитки Мертвого моря, виденные нами в музее Иерусалима.
Поездка на озеро Кинерет  проходила мимо реки Иордан и места крещения (Ярденит), Табхи и церкви на горе блаженств. Иудейская пустыня, еще покрытая в это время года ковром зелени, привела нас к Голанским высотам.
А «спуск из Иерусалима» закончился в древнем городе Яффо, где когда-то жили герои мифов и легенд, а теперь творят художники, архитекторы и музыканты…
И вот в дали уже сверкают огни аэропорта… Самолет стоит на взлетной полосе… Пора возвращаться домой.
На прощание говорили много теплых слов организаторам и друг другу. Но в самолете начался самый важный для меня этап поездки: осознание того, что произошло.
Я определила для себя основные векторы исследовательской деятельности школьников. Думаю, что уже летом мы начнем большую работу в рамках работы летнего профильного отряда «Волонтер».
Уже сейчас в голове роятся идеи будущих мемориальных мероприятий, которые предстоит провести в этом и следующем учебном году…
А это ли не цель семинара? 
Я хочу выразить чувство глубокой благодарности замечательным людям, безмерно преданным своему делу, Алле Гербер, Илье Альтману и Ноа Сигал. Стать частью этого семинара – большой подарок судьбы. Поездка вселила в меня уверенность в своем деле. Я увидела, что наша школа движется в верном направлении в деле преподавания уроков Холокоста подрастающему поколению: выработанная за долгие годы система соответствует представлениям преподавателей Школы «Яд Вашем» о том, как должна выглядеть эта работа в целом.
Огромное спасибо всем, кто работал с нами в эти дни. Надеюсь, впереди нас ждет еще не одна встреча.
За расставаньем будет встреча…
Виктория Снегирева
Просмотров: 260 | Добавил: Виктория
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 17.08.2017, 17:41
Приветствую Вас Дошкольник
Календарь
«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Форма входа
Логин:
Пароль:
 
Баннеры
Проголосуй за наш сайт











Блог школьного Всезнайки - твой навигатор во всемирной паутине, познавательный журнал для подростков.











...
#popup { display: table; position: fixed; top: 0; left: 0; z-index: 100; height: 100%; width: 100%; background: rgba(240,240,240,.9); visibility: hidden; animation: animaciya 1s 2s forwards; /* 5s - это количество секунд по истечении которых появляется сообщение */ cursor: pointer; } @keyframes animaciya { from {visibility: hidden;} to {visibility: visible;} } #popup figure { display: table-cell; vertical-align: middle; } #popup div, #popup figcaption, #popup figure:before { max-width: 500px; /* максимальная ширина */ margin: 0 auto; border-style: solid; border-color: rgb(88,125,164); background: #fff; } #popup figure:before { /* стиль кнопки "закрыть" */ content: "закрыть"; display: block; padding: 0 1%; border-width: 4px 4px 0 4px; border-radius: 5px 5px 0 0; text-align: right; color: rgb(88,125,164); } #popup div, #popup figcaption { padding: 1%; cursor: default; } #popup figcaption { position: relative; border-width: 0 4px 0 4px; font-size: 110%; text-transform: uppercase; color: rgb(100,100,100); } #popup figcaption:before { /* стиль восклицательного знака, не поддерживается Google Chrome. Его можно заменить на что-то более приемлемое */ content: "\26a0 \20 \20"; color: red; font-size: 150%; vertical-align: middle; } #popup div { border-width: 0 4px 4px 4px; border-radius: 0 0 5px 5px; }