Шаббат. Суббота. שבת - Детская еврейская энциклопедия

Перейти к контенту

Главное меню:

Шаббат. Суббота. שבת

Ш

Шабба́т (ивр. שַׁבָּת (шаба́т)‎, идиш שבת, שאַבעס (ша́бэс) — седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.
Тора описывает шаббат, как день завершения творения мира, в который Всевышний придал миру дополнительную духовность, не создавая новых материальных ценностей. Поэтому закон выделяет шабат как день особой святости и устранения от определенных видов труда.
Что нужно делать в шаббат, а чего нельзя?
Свеча. «Барух ата адонай элойну мелех аолам, ашер кидшану бемицвотав вецивану леадлик нер шель шаббат».
Если в доме темно — как грустно в нем! А Тора велит нам, чтобы суббота была для нас наслаждением. Вот поэтому мы зажигаем перед наступлением субботы свечи.
Согласно еврейской традиции, сутки начинаются с вечера. То есть с заходом солнца начинается новый день. Вот и суббота начинается, когда в пятницу заходит солнце.
Перед самым наступлением субботы мама зажигает субботние свечи, и это означает, что освящается наступающий день.
Мама закрывает ладонями свои глаза, когда произносит "Благословен Ты Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю свечу!"
Не открывая глаз она возносит ко Всевышнему молитву о благополучии семьи и здоровье своих детей. Затем она смотрит на горящие свечи, огоньки которых отражаются в ее заблестевших глазах, и благословляет всю семью пожеланием: «Шабат шалом! Мирной субботы!"
Кстати, свечи зажигать должна каждая еврейская девочка.
Все началось с праматери Ривки. Ей было всего три года, когда она стала женой Ицхака, сына Авраама-авийну. Ицхак был большим праведником и мудрецом Торы, и не каждая могла стать его женой. Как же он узнал о том, что Ривка предназначена ему Всевышним?
Когда еще была жива Сара, мама Ицхака, в ее заслугу было совершено несколько чудес. Вот одно из них — свечи, которые она зажигала в честь наступающей субботы, горели всю неделю.
После ее смерти, чудо прекратилось. И хотя ее муж, Авраам-авийну, великий праведник, мудрец и пророк, продолжал зажигать свечи в канун субботы, они горели столько, сколько должны были гореть, и гасли.
Когда же в доме Ицхака и Авраама появилась Ривка, чудо вернулось! Первые свои свечи, которые она зажгла в честь наступающей субботы, продолжали гореть весь Шаббат, весь йом-ришон, весь йом-шейни и т.д. - до кануна следующей субботы.
И сейчас традиция продолжается. Все еврейские девочки, начиная с трех лет, вместе с мамой зажигают свою субботнюю свечу.
А еще наша субботняя свеча может не только осветить комнату, но и разогнать тьму в нашем доме, дворе, улице, городе, стране – и даже в мире!
Кидуш. «Помни день субботний, чтобы освятить его»
После зажжения свечи, когда вся семья в сборе глава семьи, папа, проводит кидуш, обряд освящения над бокалом вина, чтобы шаббат стал праздничным днем.
Мудрецами установлено произнесение молитвы в честь шаббата над бокалом вина, что собственно сейчас и называется кидушем.
В дополнение к кидушу, который совершают в пятницу вечером, мудрецы установили утренний кидуш в субботу утром, перед началом праздничной трапезы. Этот кидуш называют кидуша раба, что, в переводе с арамейского, означает "великий кидуш".
После совершения кидуша вино должны испить все мужчины (от старшего к младшему) и женщины (от старшей к младшей).
Омовение рук перед едой. «Барух ата адонай элойну мелех аолам, ашер кидшану бемицвотав вецивану аль нетилат ядаим».
Собираясь приступить к еде с хлебом, сначала принято омывать руки.
Из кружки воду льют на каждую руку.
Трапеза – выражение заботы о здоровье тела — для того, чтобы можно было использовать его для достижения высших целей, для исполнения высокого предназначения человека. Так же, как священнослужитель приближался к жертвеннику в Храме только после того, как омывал руки из специального умывальника, так же и человек омываем руки перед едой.
Конечно, есть в омовении рук перед едой и другое значение - гигиеническое, эстетическое: мы очищаем руки прежде, чем притронуться к еде.
Совершив омовение рук, мы благословляем Всевышнего за то, что Он повелел нам омывать руки, насухо их вытираем и немедленно приступаем к еде.
Хала. «Барух ата адо-най эло-эйну мелех аолам ашер кидшану бемицвотав вецивану ле-африш-хала»
Когда в Земле Израиля стоял Храм, и там работали коаним, все остальные евреи приносили им подарки, одним из подарков для коэнов была, порции теста -"первой и лучшей". Эта порция теста и звалась хала, и от этого слова произошло название субботнего хлеба.
Со времен разрушения Храма евреи не могут приносить халу коэнам. Но в память об этом и в ожидании Третьего Храма, они и сейчас выполняем заповедь отделения халы.
Отделение халы указывает, что вся пища из рук Всевышнего.
Таким образом, сегодня «халой» называется съедаемая часть хлеба, хотя в первоначальном смысле это другая часть, запретное для еды посвящение богу.
Благословен ты Господь, Бог наш, Царь Вселенной, Выращивающий хлеб из земли. Это благословение открывает трапезу, и затем уже нет нужды произносить благословения над другими видами пищи — если они являются неотъемлемой частью трапезы.
Сразу после благословения принято отрезать ломоть хлеба, обмакнуть его в соль и есть. Когда в Храме приносили жертвоприношения, их обязательно солили перед сожжением на жертвеннике.
Субботняя трапеза должна состоять из самой лучшей еды: рыба, мясо и те лакомства, которые в семье любят больше всего.
Во время субботней трапезы вся семья распевает змирот шабат — субботние песни, известные и любимые в еврейском народе из поколения в поколение. В доме царит атмосфера покоя, радости и святости...
Ежесубботняя встреча всей семьи за столом предоставляет возможность поговорить обо всем, что произошло в течение недели. Отец экзаменует детей, спрашивая их, что они прошли в течение недели, и рассказывает сам о содержании недельной главы Торы, о примерах нравственного поведения.
"Да будет угодно Всевышнему осенить Своим присутствием Свой народ, вкушающий медовую сладость субботних яств..." — как поется в одной субботней песне.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню