Ахашверош אחשורוש‎ - Детская еврейская энциклопедия

Перейти к контенту

Главное меню:

Ахашверош אחשורוש‎

А

Ахашверош (в нееврейских переводах Танаха, Артаксеркс) - царь Персии, правивший с 367 по 353 гг. до н.э. До событий, описанных в  Мегилат Эстер, издал указ, запрещающий предпринимать усилия по восстановлению Иерусалимского Храма. Был женат на дочери вавилонского царя Эвила Меродаха - Вашти. Потом взял в жены  Эстер.
Имя Ахашвероша связано с праздником Пуримом. Царь  Ахашверош – самый загадочный персонаж праздника…
Он провел много успешных войн и стал царствовать над огромной империей, состоявшей из ста двадцати семи провинций и простиравшейся от Индии до Эфиопии. Но не с царского трона начался путь его.
Родился Ахашверош в самой простой семье, в молодости был старшим конюхом при правителе Вавилона Балшацаре и на службе той разбогател.
Был он большим честолюбцем и мечтал воссесть на царский трон. Год от года умножал он свое богатство, надеясь с помощью золота достичь заветной цели. На пути к верховной власти скупал Ахашверош города и целые области и правил ими. Со временем стал он самым большим богачом в стране, и наконец настал день, когда возложили на него царскую корону.
В сокровищницах своих предшественников, персидских царей, обнаружил Ахашверош огромные богатства: золото и серебро, драгоценные камни и жемчуг невиданной красоты. "Откуда все это?" — спросил он своих министров, и те поведали ему такую историю.
Много лет назад все эти сокровища принадлежали вавилонскому царю Навуходоносору. Не пожелал тот оставить их в наследство своему сыну и перед смертью приказал верным слугам построить корабли с корпусами из меди, погрузить на них все добро, вывести суда на середину полноводной реки Евфрат и пустить их ко дну. Прошли годы. Слухи о спрятанных сокровищах Навуходоносором ходили в народе, но никто не знал, где искать клад. Когда Кореш, взошедший на царский престол, разрешил евреям построить в Иерусалиме Храм, случилось чудо: разошлись воды Евфрата, и обнаружились затопленные медные корабли. Вытащили их на берег и все сокровища перевезли в царскую казну.
Выслушал Ахашверош эту необычную историю и решил устроить пир на весь мир. Созвал он на него царей и вельмож всех покоренных им стран: хотел похвастаться своим богатством.
"Нет на земле владыки сильнее меня, — думал Ахашверош. — Никто не может устоять передо мной. Могучие державы платят мне дань, а тех, кто восставал против меня, я усмирил. Устрою-ка я такой богатый пир, что все народы увидят мою славу и мое могущество".
Великолепный пир устроил Ахашверош для царей и вельмож всех стран, над которыми властвовал, — от Индии до Эфиопии разослал он гонцов с приглашениями.
Когда гости, разодетые в роскошные наряды, явились, началось празднество, продолжавшееся сто восемьдесят дней.
Все только и говорили, что о пире у царя, о великом почете, который Ахашверош оказал знатным гостям. Многие жители столицы Шушан считали, что правильно поступил их владыка, пригласив царей и вельмож из всех подвластных ему стран: в случае войны те придут ему на помощь, не один не посмеет уклониться. Но были и такие, кто считал, что следовало сначала устроить пир для жителей столицы, — ведь прежде всего на них Ахашверош всегда мог рассчитывать в трудную минуту.
Признав их правоту, министр Ахашвероша Аман посоветовал царю устроить еще один пир — для всех, живущих в Шушане, от мала до велика, показать им богатство и великолепие их правителя.
Но не только о пользе царя думал Аман, была у него и другая цель. Всю жизнь он ненавидел евреев, завидовал им и мечтал их уничтожить. При любой возможности чернил этот злодей своих врагов перед Ахашверошем.
Понравился Ахашверошу совет коварного Амана, и он разослал гонцов во все подвластные ему страны — пригласить тамошних евреев на пир, который готовился для жителей столицы Шушан.
Сто восемьдесят дней веселились подданные Ахашвероша, среди которых было много евреев, в царском саду. Гости сидели на кушетках из слоновой кости, расторопные слуги подносили им изумительные кушанья, рекой лилось вино.
Для жителей Шушана Ахашверош приготовил сюрприз: он объявил им об отмене всех налогов. Радость присутствующих была неописуемой.
Глядя на великое множество празднующих, снова возгордился Ахашверош: "Нет для меня ничего невозможного! Я в состоянии выполнить желание любого человека!"
Евреи были также в числе приглашенных на царский пир. Однако Мордехай убеждал евреев не посещать дворец, чтобы не соблазняться пищей и вином. К сожалению, многие евреи не могли устоять против соблазна и не посчитались с мнением и предупреждением Мордехая. К своему ужасу они на пиру узнали некоторые святые сосуды Бет-Амикдаша, украшавшие царский стол в числе прочей столовой посуды. И все же они проглотили свою обиду за поруганную честь своего Святилища и остались веселиться вместе с остальными гостями.
В дни великого пира умерла у Ахашвероша жена. Долго грустил он, но решил, что не годится великому царю быть одинокому. И решил он жениться.
Загорелся царь этой идеей, и поторопился объявить по всему своему огромному государству:
— Все красавицы, какие только есть в стране, обязаны явиться в царский дворец. Они предстанут перед царем, и он выберет из них одну и возложит на нее царскую корону.
А тем временем в доме Мордехая воспитывалась юная Эстер — дочь его дяди, сирота. Была Эстер очень красива, и все любили ее. Но не хотела они показываться на глазу царю-язычнику.
Прошло уже четыре года с тех пор, как начал Ахашверош искать себе новую жену, но ни одна из девиц так и не пришлась ему по вкусу.
"Не может того быть, чтобы не нашлось во всем царстве достойной замены для Вашти!" — думал он и повелел объявить:
"Любая девица, отказавшаяся предстать перед царем, заплатит за это своей жизнью!"
И предстала Эстер перед царем. Увидел Эстер Ахашверош и был поражен ее красотой. И решил он сделать женой своей. И погрузился Ахашверош в созерцание своего нового счастья.
А Аман все выше поднимался. Издал первый министр указ, согласно которому все при встрече должны были становиться на колени и кланяться ему. Привыкшие к повиновению люди так и поступали, и лишь Мордехай отказывался делать это, считая, что еврей должен преклонять колени только перед Богом.
Разгневавшись, Аман убедил царя, что евреи – слишком гордый и непочтительный народ, который следует проучить. Он добился того, что Ахашверош, не знавший, что и его любимая жена – тоже еврейка, подписал указ об истреблении евреев, а день начала этого геноцида выбрал сам, кинув жребий. Жребий (по-еврейски «пур») пал на день 13 адара (по еврейскому календарю).
Незадолго до этого Мордехай предотвратил заговор стражников против Ахашвероша, и этот его поступок стал известен царю. Решив наградить своего спасителя, он вызвал Амана, чтобы спросить у него совета: как отблагодарить верного человека. Аман подумал, что речь идет о нем, поэтому посоветовал царю подарить своему слуге дорогую одежду и хорошего коня. Понравилась эта идея правителю, поэтому он так и поступил, чем ещё больше разозлил Амана и настроил его против Мордехая.
К счастью, Мордехай вовремя узнал о коварных планах своего недруга, и рассказал о них Эстер. Та в свою очередь устроила пир, который очень понравился Ахашверошу, и он пообещал жене исполнить любое её желание. Воспользовавшись этим, Эстер все рассказала царю и умоляла его отменить свой указ о геноциде еврейского народа. Но даже царь не может отменить собственный указ, поэтому он издал новый, разрешающий евреям оказывать сопротивление нападающим и в случае победы забирать себе их имущество. А своего первого министра Ахашверош велел повесить на том самом дереве, которое Аман уже присмотрел для казни Мордехая.
Вот так случилось, что евреи спаслись, и даже под защитой нового царского указа истребили всех своих врагов.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню