Фараон - Детская еврейская энциклопедия

Перейти к контенту

Главное меню:

Фараон

Ф

Фараон — современное наименование царей Древнего Египта.
Если спросить ребенка, как выглядит фараон, то обязательно услышим: борода, двойная корона или полосатый платок. Именно так изображают фараонов в современных мультфильмах и художественных фильмах. И не зря. Фараон имел несколько постоянных атрибутов его царской и божественной власти.
1. Корона. Она существовала во многих вариантах. Наиболее употребительная двойная корона «пшент» состояла из красной короны Нижнего Египта «дешрет» и белой короны Верхнего Египта «хеджет». Каждая из этих двух корон принадлежала также богиням, покровительствующим этим частям страны — соответственно Уаджит, богине-кобре, и Нехбет, почитавшейся в виде стервятника. Изображения Уаджит (урей) и Нехбет прикреплялись к короне спереди.
2. Платок (немес).  Был обычным головным убором в Египте, однако различался по цветам в зависимости от социальной категории носящего. Царский платок, судя по имеющимся изображениям, был золотым с синими полосами. Иногда на него надевалась и корона.
3. Крюк (хека) — короткий жезл с изогнутым верхним концом. Известен с додинастических времён и происходит, вероятно, от пастушеского жезла. Его носили не только боги и цари, но также и высшие чиновники.
4. Плеть или цеп (нехех) обычно изображается вместе с жезлом-крюком.
5. Жезл (уас) — длинная трость с раздвоенным нижним концом и навершием в виде головы собаки или шакала, позже стилизованным.
6. Борода была символом власти и мужской силы царя, изготовлялась искусственно и подвязывалась.
Как же связан египетский фараон с еврейским народом? Об этом нам рассказывает праздник Песах.
Евреи попали в Египет, когда в Израиле был сильный голод. В это время Иосиф, один из сыновей Иакова, был фактическим правителем Египта, вторым лицом в государстве после фараона. Поэтому фараон принял Иакова и всю его семью с большим почетом и готов был дать им самые лучшие земли и высокие должности в Египте.
Однако евреи не стремились к этому. Египет с его языческими культами (египтяне поклонялись животным, реке Нил, явлениям неживой природы) был прямой противоположностью всему, что проповедовал Иаков. Кроме того, Иаков знал, что милость фараона временна, на нее нельзя полагаться: она связана с положением Йосефа - без его деятельности в Египте был бы тяжелейший голод и воцарилась бы анархия.
Пока фараон нуждается в еврее Йосефе - его семья будет окружена почетом; когда это закончится - евреи станут рабами (так это и произошло).
И все-таки евреи согласились на то, чтобы спуститься в Египет. Кроме чисто физической причины - жестокого голода, было еще одно объяснение этому: евреи ЗНАЛИ, что им предстоит спуститься в Египет и выйти из него.
Знание это - результат пророчества, полученного Авраамом от Всевышнего, о чем рассказывается в Торе.
Несмотря на щедрые предложения фараона, Яаков и его семья поселились не в центре страны, а на ее северной окраине и продолжали заниматься скотоводством. После смерти Йосефа положение евреев ухудшалось и постепенно они стали рабами фараона, выполнявшими самую черную, зачастую бессмысленную, работу.
Чтобы заставить евреев забыть о Субботе, чиновники фараона изобрели субботник - "добровольный" день работы на стройках (мидраш рассказывает, что для того, чтобы подать евреям пример, сам фараон тоже вышел на субботник - но только на первый).
Это пророчество поддерживало в евреях силы все годы рабства и не дало им раствориться в среде египтян. Несмотря на всю тяжесть положения, они:
- продолжали давать детям еврейские имена,
- продолжали делать брит-милу - обрезание,
- не доносили друг на друга.
Притеснения евреев достигли предела, когда фараон потребовал бросать новорожденных еврейских мальчиков в реку.
Когда Моисей передал евреям пророчество, содержащее приказ Всевышнего выйти из Египта, - это было выполнением древнего обещания, данного четыреста лет назад.
Моисей и его брат Аарон пришли к фараону и сказали: "Всевышний приказывает тебе: "Отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне".
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход.
Фараон так и не выполнил прямого приказа Всевышнего, за что был наказан - погибли и он сам, и его армия.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню