Законы кашрута - Детская еврейская энциклопедия

Перейти к контенту

Главное меню:

Законы кашрута

З

Кашрут — свод законов о разрешенной и запрещенной пище.
Еврейский закон предъявляет ряд требований к продуктам питания и способам приготовления пищи. Свод правил, касающихся питания, называется кашрут, а пища, приготовленная в соответствии с этими правилами, — кошерной. В переводе с иврита слово «кошерный» означает «пригодный».
Существует множество объяснений смысла заповеди о кашруте.
Слово "кошер" возникло в древнееврейском. Пища, приготовленная согласно законам кашрута, действительно в высшей степени чиста и отвечает строжайшим санитарно-гигиеническим требованиям. Однако свинина никогда не будет кошерной пишей.
Слово "нечистый" употребляется не в повседневном и обыденном, а в чисто ритуальном значении. Поэтому в Торе говорится, например, о верблюде или о зайце: "нечист он для вас" - то есть понятия чистоты и нечистоты относятся здесь только к народу Израиля.
К мясу, которое нельзя употреблять в пищу принято употреблять слово "трефное" (что буквально означает "оторванное").
Некашерная пища отрицательно влияет на духовный уровень человека. Она вредна именно для души, а не для тела. Мудрецы объясняют, что духовная чувствительность человека, употребляющего некашерные продукты, понижается, его сердце «закрывается» для восприятия духовных идей.
В Торе перечислены четыре основных правила приготовления пищи. Нарушение любого из четырех правил кошерного приготовления пищи делает пищу трефной и, следовательно, непригодной для употребления по еврейскому закону.
Первое правило запрещает есть плоть, отрезанную от живого существа, - "члены живого".
Второе правило заключается в том, что евреям запрещено пить кровь - на том основании, что "душа всякого тела есть кровь его". Кровь довольно часто используется у разных народов для приготовления деликатесов - особенно соусов. Еврейский закон не только запрещает это, но даже мясо предписывает есть только тогда, когда из него вытекла вся кровь.
Третье правило. Знаменитый запрет «Не вари козленка в молоке матери его» Тора повторяет трижды. Еврейские мудрецы выводят отсюда целых три запрета относительно мясного и молочного:
Нельзя варить, т.е. готовить вместе мясо и молоко — даже если вы варите не для себя, а для собаки.
Нельзя есть вместе мясо и молоко. Более того, между мясной и молочной пищей следует делать перерыв: после мясной трапезы перед молочной — не менее 6 часов, после молочной до мясной — не менее 1 часа.
Нельзя никаким образом использовать смесь мяса и молока, например, продавать приготовленное блюдо или кого-то им угощать.
Мясную и молочную пищу, по законам кашрута, готовят отдельно, зачастую на двух разных плитах. В доме верующего еврея обязательно имеется два набора посуды — для мяса и для молока. И даже хранят мясную и молочную посуду отдельно.
Растительную или морскую пищу можно есть как вместе с мясными блюдами, так и вместе с молочными. В строго кошерных домах существует особая посуда для мясных и молочных продуктов. В израильской армии и на израильском флоте это разделение стало нормой.
Четвертое правило запрещает употреблять в пищу околопочечный жир, образующийся под диафрагмой, - "сальник, который на печени". Жир, запрещенный к употреблению в пищу, - это тот самый жир, который можно сжигать на жертвеннике вместе со всесожжением.

А что же можно есть?

У кашерных животных два признака: они должны иметь раздвоенные копыта и жевать жвачку. Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы. Многие дикие травоядные животные — лоси, олени, газели, горные козлы и т.п. тоже кошерны.
Правилами кашрута запрещается употребление в пищу мяса многих животных: не только свинины, но и крольчатины, конины и др.
Почему именно свинина считается самым ярким примером негодного в пищу животного?
Во-первых, в Торе имеется прямое указание на запрет употребления свинины.
Во-вторых, когда свинья стоит, она показывает, что у нее раздвоенные копыта. Это один из признаков кошерности. Но у нее нет другого важного признака — она не жует жвачку. Поэтому мудрецы сравнивают свиней с людьми, которые, выставляя напоказ свои положительные качества, прячут серьезные недостатки и вводят в заблуждение окружающих.
Кошерные рыбы имеют два признака: у них есть чешуя и плавники. Разрешены только те виды рыб, которые имеют одновременно оба эти признака. Рыбы, не имеющие чешуи (акула, сом, угорь, осетр), а также все остальные обитатели водных глубин, такие как раки, устрицы, моллюски, в пищу запрещены.
Подавляющее большинство рыб (кроме хищных) — кошерные. Рыба, в отличие от животных и птиц, не нуждается в дополнительной обработке (ритуальном забое, удалении крови). Икра кошерных рыб также кашерна. Так, кошерной является красная икра. А вот черная (осетровая) икра — некошерна.
В Торе не приводятся признаки кошерности, по которым можно было бы отличить разрешенных и запрещенных в пищу птиц. Вместо этого названы двадцать четыре вида некошерных птиц. В основном это хищные или питающиеся падалью птицы: вороны, страусы, пеликаны, аисты, цапли, удоды и т. д. Поскольку мы не можем сегодня точно идентифицировать всех некошерных птиц, перечисленных в Торе, мы едим только домашних птиц, о кошерности которых известно из традиции. К счастью, в их число входит большинство домашних птиц, то есть индюшки, куры, голуби, гуси, утки. Как и в случае с животными, птица должна быть забита особым образом, а ее мясо подвергнуто специальной обработке.
Все земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, насекомые и т. д. в пищу строжайше запрещены. Воздержитесь!

От чистого — чистое...

Один из важнейших принципов кашрута таков: «то, что происходит от чистого, — чисто, а то, что происходит от нечистого, — нечисто». Отсюда следует, что нельзя пить молоко нечистого животного, есть яйца нечистой птицы, есть икру нечистой рыбы.
Единственное исключение из этого правила — мед. Он кошерен, хотя и является продуктом жизнедеятельности насекомых — пчел.
Любые растительные продукты кашерны. Но, поскольку Тора запрещает в пищу насекомых и червей, необходимо предпринимать меры предосторожности и проверять крупы, муку, бобовые, зелень, а также многие виды овощей, фруктов и ягод, чтобы удалить оттуда насекомых и следы их жизнедеятельности. Для каждого вида продуктов существуют определенные методы проверки: муку просеивают, крупы перебирают, капусту, листья салата и зелень проверяют на свету, цветную капусту и брокколи замачивают в соленой воде и затем промывают, фрукты и ягоды просто осматривают (такие плоды, как вишни, персики, сливы и др. перед проверкой разделяют на половинки и удаляют косточку).
Относительно фруктов и овощей, выращенных евреями в Земле Израиля, в Торе имеется несколько отдельных заповедей. Во времена Храма суть этих заповедей сводилась к:

  • обязанности отделять часть урожая в пользу бедных

  • обязанности отделять часть урожая для служителей Храма

  • запрету использовать плоды первых трех лет урожая деревьев

  • отдыху земли в каждый седьмой год.

Часть из этих требований актуальна и сегодня без изменений (например, запрет на использование плодов первых трех лет), часть теперь невозможно выполнить буквально (например, отделять часть урожая для Храма), и поэтому они выполняются только символически.  Полная система законов, связанных с выполнением этих заповедей в наши дни, совсем не проста, и человеку, не обладающему Кашрут специальными знаниями, трудно в ней разобраться.

А в чем же готовить?

Согласно еврейскому закону, посуда, в которой готовится еда, также должна быть кошерной. Кошерной является вся новая посуда. Некошерной посуда может стать, если в ней готовилась или хранилась некашерная пища. Требования кошерности распространяются на все виды посуды: кастрюли, тарелки, чашки, ложки, ножи, сковородки, противни для печей, мясорубки и т. д. Некошерную посуду можно откошеровать, прокипятив ее или прокалив на огне. Но это относится только к металлической и стеклянной посуде: посуда из фарфора, дерева или глине кошерованию не поддается.
Запрещено пользоваться посудой, купленной у нееврея, даже новой, пока она не будет погружена в микву или в естественный водоем для придания ей статуса еврейского имущества.
Как видите, законы Кашрута сложны и многообразны!

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню