Седер. Порядок. סֵדֶר. - Детская еврейская энциклопедия

Перейти к контенту

Главное меню:

Седер. Порядок. סֵדֶר.

С

В еврейском календаре много праздников. Но один из самых важных – Песах. Почему этот праздник так важен для евреев?
Песах - праздник в память об Исходе из Египта. Согласно Пятикнижию, накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 14 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы.
Существуют определенные правила Песаха. Одно из них - Седер.
Древнееврейское слово Седер означает "порядок".
Седер – это особо установленный порядок действий, чтения молитв, еды и питья за праздничным столом. В пасхальную ночь, ночь Песаха (а слово Песах по-арамейски звучит как Пи́сха; по-гречески и по-русски — Пасха) каждый иудей должен соблюдать ряд заповедей и традиций.
Главное в Седере — чтение пасхальной Агады, рассказа об Исходе, сопровождаемого особыми молитвами. Взрослые особое внимание уделяют детям, так как смысл происходящего им понять сложно, кто-то из взрослых разъясняет им происходящее.
Подготовка к Седеру начинается задолго до наступления Песаха.
Первая заповедь – очистить дом от хамеца. Хамец – любое мучное блюдо, в том числе хлеб, при приготовлении которого в тесте произошел процесс брожения. Каждая хозяйка старается вымести из дома все хлебные крошки, чтобы очистить дом.
Вторая заповедь: есть мацу. В Седер ее обязаны есть все, включая женщин и детей. Для выполнения заповеди надо съесть как минимум 17 г мацы за 4 минуты.
В ходе чтения Агады (рассказа об Исходе) и проведения Седера пьют четыре бокала вина или виноградного сока. Каждый раз отпивают не менее половины стакана. Последний бокал выпивают полностью.
Во время Седера на пасхальном стол ставится кеара (пасхальное блюда, на котором располагаются 6 продуктов).
1.Зроа — «рука». Мы кладём куриное крылышко на пасхальный поднос в память о том, что Всевышний сильной рукой вывел еврейский народ из Египта. Сырое крылышко надо обжарить на открытом огне, как и пасхальную жертву. Можно взять варёное и опалить его над свечкой.
2.Бейца — яйцо. Его кладут на кеару как напоминание о пасхальном агнце и праздничном приношении во времена Храма.
3.Марор — горькая зелень, от ивритского слова «мар» (горький). Марор едят, чтобы вспомнить о горькой и тяжелой жизни своего народа в Египте.  В качестве марора используют тертый хрен, корень цикория или зелёный салат.
4.Харосет — сладкая смесь из яблок, корицы, толчёных орехов и красного вина. Тёмный и густой харосет напоминает глину, из которой рабы-евреи делали кирпичи для строительства египетских городов.
5.Карпас — так в Талмуде называется сельдерей. Кусочек сельдерея обмакивают в подсоленную воду в память о слезах, пролитых в тяжёлые годы египетского рабства.
6.Хазерет — на иврите «хрен». Терпкий вкус вновь напоминает о горечи рабства в Египте.
Седер проходит в 15 этапов. В каждой семье есть ведущий Седера, который и провозглашает каждый этап.
Порядок пасхальной трапезы следующий:
Начинается трапеза с каддеша (`освящение`) — произнесение киддуша — благодарение Бога за дарование Израилю праздников.
Вслед за каддешем наступает время рхац — омовение рук в соответствии с древним правилом ритуальной чистоты.
После вспоминают тяжелую жизнь народа израиля. Наступает карпас (`зелень`) — зеленые листья (обычно салата) обмакивают в соленую воду.
Вслед за этим наступает Яхац (`деление`) — среднюю пластину маццы разламывают надвое и одну половину прячут; по сложившемуся обычаю дети ищут этот кусочек маццы, нашедший получает награду; эту маццу едят в конце трапезы как напоминание о пасхальном агнце, который съедался в конце, чтобы вкус подольше оставался во рту.
После поиска кусочка мацы приступают к чтению пасхальной Хаггады. Это время маггид.
После рассказа об Исходе вновь омывают руки перед преломлением мацы. Этот ритуал называется рахца.
И вновь произносят благодарность перед трапезой (моци-маца – `производящий`): «Благословен Ты... производящий хлеб из земли...». В это время преломляют верхнюю пластину мацы.
После этого наступает время марор — к горькой траве добавляют харосет и едят.  Затем на нижнюю пластину мацы кладут марор и съедают его (корех - `связывание`).
Лишь после этого наступает праздничная трапеза (шулхан арух – `накрытый стол`).
В конце птапезы дети ищут спятанный кусочет мацы (афикоман) и съедают его. Эта традиция носит название цафун (буквально `скрытый`).
После каждый сидящий за столом должен поблагодарить за угощение (барех `благословение`).
В конце вечера читают восславляющие псалмы – халлел.
Нирца - седер окончен, и он, конечно, угоден Всевышнему.
Пасхальный седер – удивительная ночь,
То ночь рождения еврейского народа.
Преграды все стараясь превозмочь
Опять Моше ведёт туда нас, где свобода!
Дорога эта не проста и нелегка,
Проходит сквозь века и наше сознание,
Хотя мы с участью рабов знакомы лишь слегка,
Идём по ней, ища себя и своё место в мироздании.
Египетские казни нужно снова пережить
Пройти, не дрогнув, через море, как по суше,
И по пустыне 40 лет бродить,
И откровения Божественные слушать.
По воле Бога стал свободным наш народ,
Но до сих пор за жизнь свою и землю бьётся,
И Песах нам напоминание даёт:
Свобода просто не даётся.
Мы цену за неё готовы заплатить,
Чтоб только поднялся наш 3-й Храм, друзья,
Всё делая, чтобы мечты в реальность воплотить,
Желаем: “Ле шана hабаа би Йерушалаим hабнуя!”
Ф. Дроздова
Запомни! Седером называется вечерняя трапеза первого дня Песаха.


 
Назад к содержимому | Назад к главному меню