Луах шана לוּחַ שָׁנָה - Детская еврейская энциклопедия

Перейти к контенту

Главное меню:

Луах шана לוּחַ שָׁנָה

Л

Еврейский календарь

Луах шана – ежегодный календарь, используемый в еврейской традиции для определения еврейских дат и праздников. По нему определяются также памятные даты, соответствующие части Торы для публичного чтения и пр. Официальный календарь в Израиле, наряду с григорианским.
Начинается еврейский календарь, в отличие от общепринятого, от начала мироздания.
Луах шана считается одним из самых сложных среди всех существующих календарей. Число месяцев в году может быть 12 или 13, некоторые месяцы могут иметь то 29, то 30 дней, год может начинаться только в определенные дни недели.
В основе календаря  – лунный месяц и, соответственно, лунный год с поправкой на солнечный цикл. Длительность лунного месяца и солнечного года была вычислена еврейскими учёными очень точно уже в 3-м веке н.э. Это позволило построить еврейский календарь со всеми поправками так, чтобы цикличность его не нарушалась даже через тысячи лет.Но наиболее резкое отличие еврейской календарной системы от всех других известных систем заключается в том, что она непериодическая: все системы основаны на некотором периоде, в основу их положен некоторый цикл, в течение которого средний календарный год (или месяц, если он измеряется по луне) приближается к истинному.
Еврейский же календарь вообще непериодический, он основан не на цикле определенной повторяющейся последовательности годов, а на специальных вычислениях.
Кстати, начало года не может приходиться на воскресенье, среду или пятницу, его передвигают в этом случае на один или даже два дня.
Каждый год в еврейском календаре тоже происходит сдвиг на несколько дней, но через несколько лет идёт поправка – вставляется дополнительный месяц. Это происходит периодически в 7 годах из 19-летнего цикла. Он вставляется перед месяцем Адар; как правило, это происходит в конце февраля – начале марта. Год с дополнительным месяцем называется шана мэубэрет, буквально "беременный" год – он несёт в "чреве" ещё один месяц. По-русски такой год называют високосным. В високосном году имеются два месяца Адар: Адар алеф (Адар первый) и Адар бет (Адар второй). Надо заметить, что дополнительным является первый Адар. Если вы родились в месяце Адар в не-високосном году, то в високосный год вы должны праздновать свой день рождения в Адар бет. Праздники, которые приходятся на Адар (Пурим, например), в високосный год празднуются в Адар бет, а не в Адар алеф. Таким образом, происходит поправка на солнечный цикл.
Итак, еврейский календарь является сочетанием лунного календаря (в течение всего года мы пользуемся лунным календарём) и солнечного календаря, когда раз в несколько лет происходит поправка календаря, когда он дополняется ещё одним месяцем. Эта система достаточно точна.


Есть ещё одна особенность еврейского календаря: по правилам еврейского календаря всякий новый день начинается            
не утром, а накануне вечером. Принято объяснять это правило тем, что на первой странице Торы сказано после описания каждого дня сотворения мира: "И был вечер, и было утро, день второй" или "... день третий" и т.д., каждый новый день начинался с вечера. Поэтому и субботу евреи начинают праздновать в пятницу вечером, с заходом солнца, и все еврейские праздники тоже начинаются накануне вечером. Канун субботы называется
ערב שבת эрев шабат, а канун праздника – ערב חג эрев хаг. Заканчивается суббота, как и праздник, вечером после захода солнца, "когда появляются на небе три первые звезды". Это исход субботы –  מוצאי שבת моцей шабат, и соответственно исход праздничного дня –    מוצאי חג   моцей хаг.
Соотношение дат еврейского и григорианского календарей устанавливается вычитанием 3760 (с 1 января по 29 элула) или 3761 (с 1 тишрей по 31 декабря) от указанного в еврейском календаре года. Самый точный вариант перевода предложил советский астроном-теоретик Н. И. Идельсон, 1885–1951. Для установления дня и месяца обычно пользуются календарными таблицами.

Соответствие месяцев еврейского и григорианского календарей

Еврейский месяц

Название на иврите

Месяцы григорианского календаря

в обычном году евр. календаря

в високосном году евр. календаря

тишрей

תִּשְׁרֵי

сентябрьоктябрь

хешван

חֶשְׁוָן

октябрьноябрь

кислев

כִּסְלֵו

ноябрьдекабрь

тевет

טֵבֵת

декабрьянварь

шват

שְׁבָט

январьфевраль

адар

אֲדָר

февральмарт

адар II

שֵׁנִי אֲדָרב'ב, אֲדָר

-

мартапрель

нисан

נִיסָן

мартапрель

апрельмай

ияр

אִיָּר

апрельмай

майиюнь

сиван

סִיוָן

майиюнь

июньиюль

таммуз

תַּמּוּז

июньиюль

июльавгуст

ав

אָב

июльавгуст

августсентябрь

элул

אֱלוּל

августсентябрь

сентябрьоктябрь

Еще одной особенностью еврейского календаря является то, что в нем есть целых четыре Новых года, причем ни один из них не приходится на первое января. Дело в том, что во времена, предшествовавшие рассеянию еврейского народа, существовало несколько важных для всего народа годичных циклов, отсчет которых начинался от определенных дат. Правила, устанавливающие эти циклы, со временем обрели статус заповедей. Существовало 4 таких цикла и, следовательно, и четыре Новых года:
1 нисана начинается отсчет месяцев. 1-й месяц - нисан, 2-й - ияр и т. д. Кроме того, эта дата является Новым годом для отсчета правления царей: если, например, некий царь начал царствовать, скажем, в адаре, то с 1 нисана начинается 2-й год его царствования. Поэтому с 1 нисана - новый год для отсчета месяцев и всего, что связано с еврейскими царями. В те же времена Храма каждый еврей должен был отделить десятую часть своего скота, чтобы съесть его в Иерусалиме.
Отсчет года, в течение которого надо было отделить эту десятину, начинался 1 элула.
15 швата - это Новый год для деревьев, начало отсчета урожая деревьев для отделения от него десятины.
1 тишрея - это Новый год для счета лет от сотворения мира и для суда Создателя над всеми людьми и странами. Кроме значимых дат, отмечаемых всего один раз в год, в еврейской традиции статус праздника имеют и даты, соотносящиеся с более короткими временными промежутками - месяцем и неделей. Иными словами, в еврейской традиции каждое новомесячье (Рош Ходеш) и конец каждой недели (суббота, шабат) также являются праздниками.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню