Тфилин תְּפִלִּין‎ - Детская еврейская энциклопедия

Перейти к контенту

Главное меню:

Тфилин תְּפִלִּין‎

Т

В Торе сказано: «И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они (тфиллин) начертанием перед глазами твоими» (Дварим 6,8)
Тфили́н  или филактерии (греч. φυλακτήριον, букв. «охранные амулеты», ед.ч. филактерия) — элемент молитвенного облачения иудея: две маленькие коробочки (бати́м, букв. «домики») из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки (паршио́т) из Торы.
При помощи чёрных кожаных ремешков, продетых через основания коробочек, одну из тфилин укрепляют на бицепсе обнажённой левой руки («против сердца» — немного повернув к телу), а вторую — над линией волос, между глаз.
Одна из важнейших заповедей, которую евреи обязаны исполнять, - это наложение тфиллин. Наручный тфиллин накладывается раньше головного, так как руки символизируют действие, а голова – размышление. Наши мудрецы утверждают, что обсуждению смысла заповедей должна предшествовать готовность к их исполнению, а вослед за исполнением придет и их понимание, и глубокое проникновение в их скрытый смысл. Гармоническое сочетание между разумом и чувством, когда они взаимно дополняют друг друга, является одним из мотивов, обязывающих еврея исполнять заповедь Торы о наложении тфиллин.
Заповедь тфиллин упоминается в Торе четыре раза, и все отрывки из торы, содержащие эту заповедь, включены в текст тфиллин.
Эти четыре отрывка обычно называются их начальными словами:
а) Кадеш – обязанность помнить об Исходе.
б) Веhайа ки йевиаха – обязанность передать эту память детям.
в) Шма – единство Бога, любовь к Нему.
г) Веhайа им шамоа – ответственность человека перед Богом.
Все четыре текста пишутся на малых свитках пергамента стойкими черными чернилами и помещаются в квадратные кожаные коробочки. Коробочки тфиллин прикрепляют к руке и голове кожаными ремнями.
Тфиллин подразделяют также на:
- «Тфиллин шел РАШИ»
- «Тфиллин шел рабейну Там».
Тфилин — как коробочки, так и отрывки из Торы, находящиеся внутри, — сделаны из кожи кошерных животных. Имеет квадратную форму в трех местах: «байт» (часть, где собственно находятся свитки), «титура» — нижняя часть, где коробочка как бы расширяется, и шов вокруг «байта». Покрашен в чёрный цвет. Соотношение высоты «байта» к ширине не имеет значения.
Что касается размеров, то согласно традиции, размер тфилин должен быть 2 пальца (4 см), но это требование не обязательно, хотя и традиционно.
Еще в древние времена (примерно после разрушения Второго Храма) существовали разные обычаи в вопросе порядка написания и помещения в кожаные коробочки текстов «Шма» и «Веhайа им шамоа». Некоторые утверждали, что текст «Шма» должен опережать текст «Веhайа…» Другие же утверждали, что текст «Веhайа …» должен писаться и располагаться в тфиллин до «Шма». Об этом свидетельствуют находки археологов.
РАШИ (Рабейну Шломо Ицхаки) много занимался исследованием данного вопроса и пришел к решению, что отрывок текста «Шма» должен опережать отрывок «Веhайа…». И поэтому тфиллины, в которых соблюдается данный порядок написания и укладки текстов, называются «Тфиллин шел РАШИ».
Внук РАШИ, рабейну Там, оспаривал мнение деда и считал, что отрывок «Веhайа…» должен опережать отрывок «Шма» и поэтому тфиллины в которых соблюдается такой порядок отрывков текста, называются «Тфиллин шел рабейну Там».
Некоторые особо набожные евреи накладывают утром две пары тфиллин: и РАШИ и рабейну Там.
Тфиллин должны накладывать все мужчины, достигшие религиозного совершеннолетия – тринадцати лет. Их накладывают ежедневно во время утренней молитвы в будние дни.
Порядок наложения тфилин соответствует порядку их упоминания в Торе — сначала на руку, затем на голову.
Существует несколько обычаев относительно деталей порядка наложения тфилин, однако, для всех обычаев общий порядок таков: надевается тфилин на бицепс, затем он закрепляется вокруг руки и обматывается 7 раз. Ремешок достигает обратной части ладони и заматывается в несколько оборотов вокруг ладони. После этого надевается головной тфилин на начало волос на середину прямой линии, идущей от носа наверх. Закрепляется тфилин ремешком, охватывающим голову по кольцевой. Затем часть ремешка, обмотанная вокруг руки, разматывается, и ей обматывается средний палец, так что очертания его становятся похожими на букву
ד (далет).
Между тфилином и кожей (волосами) не должно быть никакого препятствия.
Наложение тфилин на руку должно влиять на сердце и руку, «чтобы подчинить все желания и действия воле Всевышнего», а головных — на мозг, «чтобы подчинить мысли служению Всевышнему».

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню