Песах פֶּסַח - Детская еврейская энциклопедия

Перейти к контенту

Главное меню:

Песах פֶּסַח

П

Песах – весенний праздник в память Исхода евреев из Египта, начинающийся 15 нисана и длящийся семь дней в Израиле и восемь дней за его пределами.
Первый и заключительный дни Песаха — праздничные в полном смысле (иом тов), нерабочие, как суббота (но приготовление пищи разрешено); в остальные дни — хол ха-мо‘эд (`праздничные будни`) — работа разрешается (с некоторыми ограничениями).
Название «Песах» традиция связывает с тем, что Бог миновал (пасах) дома израильтян, не тронув их во время казней египетских.
Словом «Песах» в древности назывался годовалый агнец или козленок, приносившийся в жертву в канун этого праздника (14 нисана к вечеру); его зажаривали целиком и съедали на семейной праздничной трапезе ночью.
Песах называется также хаг ха-маццот (`праздник опресноков`), так как в этот праздник заповедано есть хлеб только из неквашеного теста в память о том, что евреи, в спешке покидавшие Египет, были вынуждены изготовить хлеб из не успевшего взойти теста.
Праздничная трапеза в вечер наступления Песаха и все ритуалы этой ночи называются седер (буквально `порядок`), полнее — седер Песах; главное предписание этой церемонии — рассказывать детям об исходе из Египта. В средние века выработался окончательный традиционный порядок обрядовой трапезы (включая форму ответов главы семьи на вопросы детей, застольные песнопения и т. п.), зафиксированный в Пасхальной аггаде.
До наступления пасхальной недели в доме и на всех других принадлежащих еврею территориях собирают все квасное (хамец) и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Есть маццу обязательно только в первый день праздника (ночь 14 нисана), в то время как в остальные дни пасхальной недели  требуется лишь не употреблять в пищу квасного. Хотя большинство евреев с убовольствием едят мацу в течение всей праздничной недели.
Посуду, использовавшуюся под хамец (приготовление сдобного теста), можно употреблять в Песах только после специальной обработки погружением в кипящую воду (хаг‘ала) или прокаливания на огне; посуда, которую ставят на огонь, прокаливается докрасна; если посуду нельзя обработать никаким из этих способов, ее не используют в Песах. Иногда в семье хранится особая посуда для Песаха. Кстати, в некоторых еврейских семьях есть и специальное кухонное помещение, которое открывают только в дни Песаха.
В первый день Песаха принято связывать с переходом через Красное море. Его называют праздником свободы (хаг ха-херут).
В еврейских общинах принято перед Песахом собирать деньги на муку для маццы, а позднее — на пасхальный стол в пользу бедных членов общины.
Первоначально Песах отмечался в семейном кругу. Позднее еврей должен был в Песах побывать в Иерусалимском храме. Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме сохранялся и после возвращения из пленения вавилонского. Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима.
Песах наряду с Суккот и Шаву‘от — один из трех паломнических праздников. В Израиле в связи с возрождением еврейского сельского хозяйства вновь стал значимым характер весеннего праздника; прекратившееся с разрушением Храма приношение омера символически восстановлено в кибуцах (сельхозпредприятиях). Песах в Израиле — это пора массовых экскурсий и прогулок по всей стране и особых походов в Иерусалим, как бы воспроизводящих в новой форме древнее паломничество.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню