Хайфа חֵיפָה‎ - Детская еврейская энциклопедия

Перейти к контенту

Главное меню:

Хайфа חֵיפָה‎

Х

Хайфа  – город-порт на севере Израиля. Это третий по величине город Израиля и второй по величине морской порт.  Находится на берегу Хайфского залива, частично у приморского подножья горы Кармель, частично — в южной части долины Звулун.
По одной из версий, название города происходит от слов ивр.
חוף יפה‎ «хоф яфе» — «красивый берег». Крестоносцы связывали название города с именем первосвященника Каиафы, при котором был распят Иисус Христос. По ещё одной версии, это название произошло с ранее распространённого в этом регионе арамейского языка, на котором слово «хаффа» означает просто «берег». Наиболее правдоподобной представляется версия происхождения названия города от корня ивр. חפה‎ «хапа» — «укрывать». Гора Кармель прикрывает гавань Хайфы от ветров с юга и востока.
Она  служит естественной защитой залива от западных ветров и от зимних штормов. В древности Хайфа была небольшим портовым поселением, расположенным примерно там, где сейчас находится район Хайфы Бат Галим, название «Хайфа» можно перевести как «безопасная, укрытая гавань».
Хайфа основана ещё в римскую эпоху. Во времена Талмуда (III—V века н. э.) на месте Хайфы существовало процветающее еврейское поселение. Во времена крестоносцев (XI век) она была довольно крупным по тем временам населённым пунктом и значительным средиземноморским портом. На горе Кармель базировался орден кармелитов.
С конца 1880-х годов Хайфа становится крупным портовым городом и  главными морскими воротами Палестины.
В 1930-е годы Хайфа являлась центром нелегальной иммиграции в  Израиль.  Большинство нелегальных репатриантов-евреев, в том числе беженцев из нацистской Германии, прибывали в Палестину через хайфский порт. К 1944 году евреи составляли большинство населения Хайфы, составлявшего на тот момент 128 тысяч человек.
Хайфа имеет особое строение. Здесь все не так, как в других приморских городах. Нижний город и порт представляют собой деловой и офисный центр. Средняя часть города — Адар ха-Кармель — является торговым районом Хайфы. На вершинах горы Кармель расположены центры развлечений и покупок, а также престижные жилые районы и гостиницы. Приморская полоса включает в себя самый большой порт Израиля и пляжи.
Следы древнейшего поселения на территории Хайфы обнаружены на месте Тель-Абу-Хуам. Оно было маленьким портом, основанным в начале 14 в. до н. э.
В период Второго храма здесь было два еврейских поселения: Шикмона, находившаяся на холме Тель-ас-Самак (по-арабски буквально `холм рыб`) в южной части Хайфы, и второе — Хейфа, в восточной части. Они оба продолжали существовать в римский период, о чем свидетельствуют найденные поблизости еврейские погребальные пещеры. Главным городом была Шикмона.
Накануне 1-го крестового похода Хайфа описывается как важный и хорошо укрепленный город. Крестоносцы, двигаясь на юг, в 1100 г. захватили Хайфу с помощью венецианского флота. Все еврейские защитники города (большинство населения Хайфы) и египетский гарнизон были уничтожены. В период крестоносцев евреи, видимо, не заселяли Хайфу, которая оставалась маленькой и незначительной крепостью Иерусалимского королевства и была разрушена в 1187 г. после поражения, нанесенного крестоносцам Салах ад-Дином. По условиям мирного договора 1192 г. Хайфа была возвращена франкам. В середине 13 в. городские фортификации были реконструированы французским королем Людовиком IX, но в 1265 г. Хайфа опять была завоевана мамлюкским султаном Бейбарсом, изгнавшим из страны остатки крестоносцев. В ходе систематического разрушения Бейбарсом прибрежных городов Израиля и Сирии Хайфа была в 1291 г. разрушена до основания и не восстанавливалась в течение всего периода правления мамлюков. В 1291 г. был также разрушен монастырь кармелитского ордена, основанный на горе Кармель в 1156 г.
До османского завоевания в 1516 г. Хайфа была заброшенной деревней, которую посещало незначительное число евреев. Евреи и христиане совершали паломничество в пещеру пророка Илии, расположенной на вершине горы Кармель.
Первые свидетельства о Хайфе в 16 в. дает немецкий путешественник Реовульф в 1575 г., упоминая Хайфу как полуразрушенное, обнищавшее селение. Хайфа стала возрождаться в начале 17 в., благодаря расширению торговли между Европой и Израилем. В связи с тем, что вход в бухту Акко был неудобен, все больше кораблей предпочитали порт Хайфы.
В 1631 г. было дано разрешение монахам-кармелитам на восстановление монастыря (в 1635 г. мусульмане превратили его в мечеть, но впоследствии монастырь был восстановлен). В 1775 г. кармелитский монастырь был разграблен, в 1821 правитель Галилеи Абдалла-паша приказал разрушить монастырь и из его камней построил себе резиденцию (вилла Абдаллы).
В начале 18 в. на севере Израиля стал правителем бедуинский шейх Захир ал-‘Омар. Он сделал столицей Акко, в результате чего Хайфа опять постепенно стала маленьким городом с небольшой еврейской общиной и синагогой.
В 1761 г. Хайфа была осаждена турками и, чтобы предотвратить её сдачу, ал-‘Омар приказал разрушить город до основания и завалить валунами рейд порта, уничтожив таким образом древнюю Хайфу. Захир ал-‘Омар основал новый город в 2 км к югу от старого, в хорошо защищенном и удобном месте, близ перекрестка важных дорог, окружил территорию стенами и построил крепость. Здесь вырос новый город, сохранивший свое древнее название.
Египетское завоевание в 1831 г. способствовало дальнейшему развитию Хайфы и упадку Акко, вечного соперника Хайфы. В 19 в. с появлением пароходов вход в порт Хайфы оказался значительно удобнее аккского.
В 1858 г. окруженная стенами Хайфа была уже перенаселена, началось строительство за пределами Старого города, на склоне горы Кармель.
В 1868 г. из Германии в Хайфу прибыли несколько семей темплеров, которые создали свою колонию и внесли важный вклад в развитие города: появились мощеные дороги, почтовые кареты, были организованы регулярные рейсы дилижансов из Хайфы в Акко и Назарет.
Темплеры построили также первые промышленные предприятия и внедрили современные методы в сельском хозяйстве, ремеслах и торговле.
В 1905 г. положение Хайфы еще более укрепилось после присоединения ее к линии Хиджазской железной дороги (Дамаск — Мекка).
Накануне Первой мировой войны население Хайфы составляло двадцать тысяч человек. Новые жилые кварталы были построены на востоке, западе и южном склоне горы Кармель.
В сентябре 1918 г. Хайфа была занята британской армией. В период британского мандата Хайфа превратилась в большой город, возрастала роль еврейского населения.
В 1934 г. завершилось строительство большого порта.
Евреи селились в верхней части города, где создавались новые кварталы вокруг Техниона. Правительство мандата дало некоторую муниципальную автономию новому еврейскому кварталу. После покупки в 1928 г. в долине Звулун земель сионистские организации рискнули провести плановую застройку города, пригласив английского архитектора
После провозглашения государства в 1948 г. в Хайфе оставалось около 98 тыс. человек (98%)
Современная Хайфа — крупнейший промышленный и культурный центр Израиля
В Хайфе много музеев, а также парки, в том числе Парк скульптур У. Малбин, зоопарк и ботанический сад. В Хайфе находятся две пещеры, имеющие важное значение для религиозных людей, — пещера пророка Илии и пещера в кармелитском монастыре, считающаяся могилой пророка Элиши.
В Хайфе имеется всемирный центр религии бахаистов, которая зародилась в середине 19 в., провозгласила приход другого пророка вместо Мухаммада и создала свое учение «баха» (по-арабски `блеск`). Бахаистский центр Хайфы включает так называемый Бахайский храм (или Святилище Б‘аба) — мавзолей, в котором находятся гробницы основателя религии Б‘аба (Мирзы Хусейна Али Бахауллы) и продолжателя его учения Абд-аль-Беха (Аббаса), построенный в 1953 г. (архитектор-бахаист из Канады М. С. Максвелл) и представляющий собой здание под медным куполом, в котором сочетаются восточные и европейские традиции; Персидские сады; здание Всемирного Дома справедливости (высший административный и духовный орган бехаистов); здание Международного бахаистского архива.
В Хайфе находится русский монастырь Святого Илии, принадлежащий Московской патриархии.
Красавица Хайфа
Луна померкла, уступая
Приходу утренней зари.
И солнце Хайфе посылает
Свои лучистые дары.
Упрямо чайки с ветром споря,
Поют, взлетая в небеса.
Зовёт меня в пучину моря
Голубоглазая краса.
В кустах с душистыми цветами,
Шумит от наслажденья шмель,
И радужно семью цветами-
Переливается капель.
О,! Хайфа-Я давно здесь не был,
Но радость встречи велика:
Родное ласковое небо-
Улыбку шлёт издалека.
Всегда и всюду помнить буду:
Кармель, висячие сады,
Бахайский парк ,восьмое чудо-
Непревзойдённой красоты.
Давид Братславер


 
Назад к содержимому | Назад к главному меню