Лаг-ба-омер לַ"ג בָּעֹמֶר - Детская еврейская энциклопедия

Перейти к контенту

Главное меню:

Лаг-ба-омер לַ"ג בָּעֹמֶר

Л

«Наверху, у здания, построенного вокруг могилы рабби Шимона бар Йохая, стоит столб, являющийся частью стены, а на нем — нечто вроде большой чаши, в которую наливают масло, а затем погружают в него старую одежду, сделанную из хлопка или шерсти, и поджигают ее. Этот свет распространяется на много миль, ибо гора Мирон высока. Зажигание огня в Лаг баомер, день кончины рабби Шимона бар Йохая, и называется гиллулой в его честь».
Лаг-ба-омер – праздник костров. Отмечается в 33-й день Омера.
Название праздника состоит из двух слов: лаг и омер (ба — предлог), где слово лаг в ивритском написании состоит из двух букв — ламед (числовое значение — 30) и гимел (числовое значение — 3) — и обозначает, таким образом, число 33. Слово омер связано с порядком приношений в Храме. Сразу же после первого дня Песаха в Иерусалимский Храм ежедневно приносили минху (мучное приношение, изготовленное из свежемолотой ячменной муки). И начинали отсчет “дней омера”. Всего — 49 дней, от Песаха до Шавуота, по числу дней от Исхода из Египта — до получения Торы. И каждый день имел свое порядковое число. Лаг ба-омер — 33-й день отсчета омера.
По преданию, в этот день прекратилась страшная эпидемия, унесшая многих из 24 тыс. учеников рабби Акивы (одного из учителей иудаизма) «в наказание за то, что они не выказывали должного уважения друг другу».
В этот же день умер рабби Шимон Бар Иохай, величайший ученик Рабби Акивы и автор книги Зоар. День своей кончины он завещал своим ученикам отмечать как день великой радости. Последний день земной жизни праведника является моментом, когда "все его деяния, учение и труд" достигают окончательного совершенства и законченности. Таким образом, Лаг-Баомер - это праздник жизни рабби Шимона и раскрытия учения Торы.
Когда он скончался, над его телом вознесся видимый столб огня. Еще в древности был установлен важный обычай зажигать многочисленные свечи на могиле рабби Шимона бар Йохая в Лаг-ба-омер. Позднее свечи заменили костром.
Ночь, с которой начинается Лаг-баОмер, — ночь костров. Вечером после захода солнца разводят костры в честь рабби Шимона бар Иохая, плясать и петь песни. Именно рабши приписывается авторство книги «Зогар», которая ярким светом освещает мудрость Торы, которая, по словам царя Шломо, сама является источником света: «Мицва — светильник, а Тора — свет». Слова же бога как огонь. Отсюда и пошла традиция зажигать костры, освещать тьму светом.
Ночью верующие ездят на могилу раби Шимона на горе Мерон, где зажигается главный костер. Он горит на крыше здания, выстроенного над могилой раби Шимона бар Йохая в местности Мейрон, в Верхней Галилее.
Принято в этот день привозить в Мейрон детей, которым исполнилось три года — возраст, когда детям впервые стригут волосы. И здесь, на могиле раби Шимона бар Йохая совершают церемонию «Халаке» — стригут ребенку волосы, оставляя пряди волос на висках («пеот»).
Принято также играть в лук со стрелами в память воинов Бар Кохбы.
По обычаю в этот день прекращают траур по ученикам рабби Акивы и устраивают свадьбы, для тех, кто наметил жениться с Песаха.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню