Агада הגדה - Детская еврейская энциклопедия

Перейти к контенту

Главное меню:

Агада הגדה

А

Агада - это рассказ о выходе из Египта. Это не какая-то сказка или волшебная история – а рассказ, совершающий раскрытие. Агада раскрывает нам тайну исхода из Египта, рассказывая о том, как это произошло.
Агада – символ того, что с ее помощью мы можем продолжать продвижение и сами приблизиться к этому состоянию и стать действующими лицами этой истории. Чтение Пасхальной агады в ночь праздника Песах (с 14 на 15 нисана) — обязательная часть седера.
Пасхальная Агада включает в себя множество разделов – последовательных этапов, которые проходят на протяжении пасхальной трапезы. Попробуем с ними разобраться.
Первая часть агады предшествут трапезе, вторая произносится либо во время трапезы, либо после нее. В поздних редакциях Агады две части слились, и сейчас вся Пасхальная агада, за исключением ее менее формальных частей (например, hаллель), читается перед трапезой.
Текст Агады представляет собой своеобразный сценарий ритуальных действий, включающих все заповеди праздника: съедение песаха (символической пасхальной жертвы), мацы, марора; выпивание четырех бокалов вина; рассказ об Исходе из Египта, то есть собственно Агада.
Заповеди пасхальной ночи, перечисленные в Пасхальной агаде, выполняются в определенном порядке, которому придается большое значение.
В некоторых рукописях и в большинстве печатных изданий текст Пасхальной агады разделен на главы согласно порядку ритуальных действий.
По содержанию Пасхальная агада — это рассказ о египетском рабстве и освобождении из него. В храмовый период Пасхальная агада завершалась благодарением за дарование Земли Израиля, а в период после разрушения Храма — обещанием грядущего избавления.
Пасхальная агада представляет собой произведение, сложившееся благодаря усилиям различных авторов, живших в различные эпохи и в разных местах. По содержанию в ней можно выделить следующие структурные единицы:
Киддуш.
hа лахма ания (`вот хлеб бедности`) — приглашение любого неимущего или просто голодного к совместной трапезе. Отрывок заканчивается фразой: «В этом году мы здесь, а в следующем — в Стране Израиля, в этом году рабы, в грядущем — свободные люди».
Ма ништана (`чем отличается`) — этими словами начинаются четыре вопроса (отсюда другое название этого отрывка — арба кушиот, `четыре вопроса`). Вопросы касаются мацы, марора, цали (блюда, приготовленного из пасхального ягненка) и способа их употребления. Эти вопросы задают самые младшие из присутствующих, что делает их равноправными участниками праздничного действа. Часть Пасхальной агады — ма ништана — воспринимается как своеобразный вопросник для подготовки ребенка к седеру.
Авадим hаину (`рабами мы были`) — этими словами начинается древний мидраш, толкующий стихи Библии, посвященные Исходу. Это и есть начало рассказа Пасхальной агады.
Маасе бе-рабби Элиэзер (`однажды рабби Элиэзер`). В этой части агады содержатся истории о выдающихся таннаях (учителях), которые исполняли заповеди пасхальной ночи, о том, как несколько мудрецов проводили седер близ Бней-Брака и до Шахарит рассказывали об Исходе.
Барайта о четырех сыновьях —поучение. В этом отрывке приводится типология «сыновей», под которыми подразумеваются разные представители еврейского народа. Барайта выделяет следующие типы: хахам — `мудрый`, раша — `преступный`, там — `простой`, `наивный`, а также ми-ше-эйно йодеа лиш’ол — `тот, кто не умеет задавать вопросов`. Для каждого из них в Пасхальной агаде приводится соответствующий ответ.
Яхол ми-рош ходеш (`возможно ли с новолуния`) — эта часть Пасхальной агады обосновывает обязанность рассказывать об Исходе из Египта именно в канун праздника Песах.
Овдей авода зара hаю авотейну (`идолопоклонниками были наши праотцы`) — с этой фразы начинается Пасхальная агада согласно мнению Рава.
Барух hа-Шомер hавтахато (`благословен исполняющий обещание...`) — эта часть содержит ряд рассказов, посвященных различным бедствиям еврейского народа и его праотцев.
Кама маалот товот (`как много добра у Всевышнего для нас`) — две версии торжественного гимна, который воспевает Всевышнего.
Мишнат раббан Гамлиэль (`учение раббана Гамлиэля`) — рассказ о порядке съедения песаха, маццы и марора.
Бе-хол дор ва-дор (`в каждом поколении`) — уроки Исхода.
Шефох hаматха (`излей Свой гнев`) — обращенная к Всевышнему просьба отомстить гонителям евреев. Обычай произносить этот отрывок, которого нет в древних рукописях Пасхальной агады, известен со средних веков. Принято произносить его при открытых дверях.
Окончание hаллель. Восхваление.
Такая структура Пасхальной агады с небольшими вариациями принята в наши дни.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню