Пуримшпиль - Детская еврейская энциклопедия

Перейти к контенту

Главное меню:

Пуримшпиль

П

Пуримшпиль – общее название еврейских народных театральных текстов и спектаклей, постановка которых приурочивалась преимущественно к празднику «Пурим».
В основу Пуримшпиля легла легендарная история о персидском царе Ахашвероше и его царедворце Амане, умном еврее Мордехае и его прекрасной племянницы царицы Эсфири.
Враг евреев Аман подстрекал царя Ахашвероша уничтожить евреев, и только вмешательство царицы Эстер их спасло. Интересно, что царь не отменил погромы (поскольку царский указ не отменить), но разрешил евреям сопротивляться погромщикам! Так евреи были спасены от уничтожения, а Амана повесили. В ознаменование этого в Пурим принято устраивать двухдневный карнавал, детям покупают или делают маскарадные костюмы, а кроме того евреи едят много специальных пуримских вкусностей.
Кроме этого Пуримшпиль включал в себя обработанные библейские сюжеты «О прекрасном Иосифе», о «Заклании Исаака», об «Исходе евреев из Египта», о «Давиде и Голиафе», о «Соломоне Мудром и пророке Ионе».
Театральный жанр П. появляется в XVI веке, хотя карнавальные Пуримшпили известны еще с 1415.
В различные эпохи Пуримшпиль менял свой характер. Сначала Пуримшпиль носил религиозный характер. В наше время его можно отнести к народно-шутовскому зрелищу в стиле «comedia dell’arte». Сатирические Пуримшпили разыгрывались любителями из еврейской ремесленной бедноты. Сердобольные жители местечек охотно шли на их самодеятельные представления на тему «Книги Эстер», и премировали актеров сладкими «ушами Амана» и другими вкусностями, чтобы те немного отъелись за время праздника Пурим.
Кстати, в Пурим нужно веселить народ, особенно всех опечаленных – вдов, сирот и других представителей социально слабых слоев. Так что Пуримшпиль всегда носит религиозный характер.
А знаете ли вы, что в представлении участвовали только мужчины. Из соображений скромности женщины в те времена в постановках не участвовали. Роль же Эстер доставалась какому-нибудь безбородому мальчику.
К началу XVIII века в Пуримшпиле начали высмеивать богачей и раввинов.  Это вызвало гонение со стороны последних вплоть до запрета постановок и уничтожения текстов. Сохранился рукописный экземпляр Пуримшпиля, датированный 1697. Первый печатный пуримшпиль вышел в 1708.
В наши дни ставят Пуримшпили в синагогах и еврейских общинах мира, в еврейских школах и детских садах, молодежь устраивает костюмированные вечеринки в карнавальных костюмах, готовят гоменташ, дарят вкусные подарки и веселятся.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню