Авдала הַבְדָּלָה - Детская еврейская энциклопедия

Перейти к контенту

Главное меню:

Авдала הַבְדָּלָה

А

Авдала (разделение) – молитва, произносимая во время вечерней молитвы на исходе субботы или праздника, а также специальная церемония «отделения» субботы (или праздника) от будней, которая сопровождается чтением краткого литургического текста и символическими действиями.
После наступления темноты на исходе шабата есть заповедь произнести несколько слов о разделении (авдале) святого от будней. Как и кидуш, постановили делать авдалу над бокалом вина. Требования к бокалу и законы питья в авдале идентичны кидушу, и, соответственно, также, изначально лучше делать авдалу на вино.
Женщины также обязаны делать авдалу, однако принято, что они слушают ее из уст мужчины. Но если такой возможности нет, они должны сделать авдалу сами.
Тот, кто не сделал авдалу на исходе шабата, обязан сделать это позже.
Вино, благовония и огонь — компоненты церемонии авдалы с древних времен.
Над вином, которое принято наливать через край, произносится соответствующее благословение; выпивает его после завершения церемонии тот, кто произносит текст авдалы.
После слов «Создавший различные благовония...» присутствующие нюхают бесамим (`благовония`). В качестве бесамим используют сорванные на исходе субботы благоухающие растения, как правило, розмарин. В Европе их заменяли специями: гвоздикой или корицей. В обоих случаях пользовались только природными веществами растительного происхождения.
Затем к свету свечи принято протягивать ладони (в некоторых общинах при этом разглядывают ногти или линии ладоней).  В авдале зажигают огонь и благодарят Всевышнего за то, что он запретил евреям трудиться в субботу и разрешил созидать в остальные дни недели. Таким образом, обычай протягивать руки к огню свечи хавдалы следует понимать как освящение рук в переходе от бездействия к труду.
Существует и иная интерпретация этого обычая: действия авдалы имеют целью отпугнуть силы зла и нечистоты, которые после субботнего покоя чрезвычайно свирепы. Огонь должен разогнать их светом, часть вина, которая выплескивается через край, — ублаготворить нечистые силы. Запах благовоний, а также форма сосуда, в котором их держали в Европе, — башня, иногда с колоколом, — должны были отпугивать нечисть.

На Востоке для авдалы использовали те благоуханные растения, которым приписывались свойства отпугивать злых духов.
Существует обычай после окончания церемонии авдалы гасить свечу и остатками вина или водой, в которой полощут стакан, омывать кончики пальцев и глаза. В более позднюю эпоху возник обычай капнуть вином в карманы — для благополучия, помазать лоб — для добрых мыслей, и т. д.
После авдалы поют песни, посвященные проводам субботы. В них выражена надежда, что неделя будет благополучной и скоро придет пророк Илия, который возвестит о Мессии.
Змирот ле-моцаэй шаббат (песнопения исхода субботы) представляют
Запрещено пробовать любую еду до авдалы. Запрет этот вступает в силу уже в сумерки.
Принято провожать царицу-субботу трапезой или по меньшей мере съесть что-либо печёное или фрукты. Некоторые поют песни и зажигают свечи во время этой трапезы.
Есть еще один смысл в этой трапезе: у человека имеется одна косточка в основании черепа, которая питается только от еды на исходе шабата. Через эту косточку произойдёт оживление человека при воскрешении мертвых.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню