Законы и обычаи Шабата - Детская еврейская энциклопедия

Перейти к контенту

Главное меню:

Законы и обычаи Шабата

З

В Торе сказано: «А день седьмой, суббота — Богу всесильному твоему: не совершай никакой работы…» Работа, согласно Торе, не любой вид деятельности, а конкретные 39 видов работ, которые были необходимы для изготовления Мишкана – переносного Храма, который евреи построили во время скитаний по пустыне. Например, строить, сеять, разводить огонь. Именно эти виды работ Тора запрещает совершать в Субботу. На иврите запрещенный в субботу вид работы называется млаха, а все вместе 39 основных субботних запретов называются ламед тет авот млаха.
Чтобы оградить человека от нарушения субботы, мудрецы установили круг предметов, связанных с запрещенными действиями, и ввели запрет к ним прикасаться. Такие предметы называются мукце. Например, в субботу нельзя разводить огонь, поэтому спички или зажигалки являются мукце.
Давайте разберемся, какие законы и обычаи связаны со встречей и празднованием субботы.
1. Субботние молитвы
В синагоге в субботу читают свиток Торы. Весь текст Торы поделен на 54 недельных раздела – паршат ашавуа, и каждую субботу читают один из них. После чтения Торы произносится дополнительная молитва — Мусаф. В субботней молитве не просят о будничных нуждах и не молят о прощении, потому что в Субботу человек должен ощущать полноценность себя и своего бытия.
2. Субботняя одежда
Суббота – это еженедельный праздник, поэтому принято носить праздничную одежду.
3. Зажигание свечей
Мудрецы постановили, что перед наступлением субботы в доме должны быть зажжены свечи. Считается, что субботние свечи приносят мир в еврейский дом. Обычно обязанность зажигать свечи возлагается на женщину. Замужние женщины зажигают две свечи, а незамужние одну.
После зажигания произносится следующая браха:
Благословен Ты, Господь, Бог наш, владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и давший нам заповедь зажигать субботние свечи!
4. Благословение детей
Существует обычай благословлять детей. После зажигания свечей отец кладет руки на голову ребенка и произносит благословение. Это благословение состоит из двух частей. Первая часть разная для сына и для дочери.
Сына благословляют так:
Йесимэха Элоим каэфраим вэхименаше.
Да уподобит тебя Б-г Эфраиму и Менаше
Дочь благословляют так:
Йесимэх Элоим кэсара вэривка рахель вэлеа.
Да уподобит тебя Б-г Саре и Ривке, Рахели и Лее
Затем произносят вторую часть. Она одинакова для всех.
Йеварэхэха Адо-най вэйишмэрэха. Яэр Адо-най панав элэйха вихунэка. Йиса Адо-най панав элэйха вэйасэм лэха шалом.
Да благословит тебя Г-сподь и охранит тебя; да осияет тебя Г-сподь ликом Своим и помилует тебя, да обратит к тебе Г-сподь лик Свой и осенит тебя миром!
5. Кабалат Шабат – Встреча Субботы
Перед началом вечерней молитвы произносится молитва Кабалат Шабат. В нее входит один из самых известных субботних гимнов – Леха доди. Его принято петь всем вместе. В этом гимне звучит призыв встретить Субботу, поэтому принято на последнем куплете поворачиваться ко входу в синагогу, как бы встречая «царицу-Субботу». По окончании молитвы принять приветствовать друг друга на иврите — Шабат шалом или на идише Гут шабес, тем самым желая друг другу доброй Субботы.
6. Субботние трапезы
Существует заповедь совершать в субботу три трапезы: первую — вечером, после начала субботы, две другие — в течение дня. Третья трапеза начинается незадолго до захода солнца. Перед первой и второй субботними трапезами принято произносить Кидуш – молитву над бокалом вина.
Кидуш переводится как «освящение». Одна из задач Кидуша – указать на отличие субботней трапезы от будничной и тем самым отделить субботу от будней – освятить.
В тексте вечернего Кидуша содержатся три основные идеи Шабата: напоминание о сотворении мира, напоминание об исходе из Египта и о том, что Шабат, самый святой из всех дней, была дана народу Израиля, который Всевышний избрал из всех народов.
В дневном Кидуше произносят отрывки из Танаха, где говорится о заповеди Субботы. После Кидуша и непосредственно перед началом каждой трапезы принято произносить благословение на две халы (специальные хлеба). Этот обычай основан на следующем рассказе Торы. После исхода из Египта, когда евреи скитались по пустыне, Бог посылал им ман – пищу, имевшую вид мелкой крупы и вкус лепешки с медом. В пятницу Бог велел евреям собирать двойную порцию мана, а в Шабат ман не выпадал.
Вечером перед праздничной трапезой принято произносить молитву Шалом алейхем («Мир вам, ангелы служения»). Смысл ее в следующем. Считается, что на субботнюю трапезу приходят ангелы, и словами молитвы мы как бы приглашаем их в дом и просим благословить нас. За субботним столом принято петь особые субботние песни – змирот, и произносить диврей Тора – рассуждения о Торе. Субботняя трапеза должна быть обильной и вкусной. Обязательно должно быть горячее блюдо, которое оставляют на огне до начала Субботы. У каждой общины есть свои традиционные субботние блюда. У европейских евреев – ашкеназов – принято есть чолнт – картошку с бобами и мясом.
7. Авдала — обряд завершения субботы
Завершают Субботу специальным обрядом, который называется авдала. Слово авдала означает «разделение» – отделение Субботы от других, будничных дней. Авдала включает четыре благословения: над бокалом вина, над благовониями, над горящей свечой, и четвертое – самое главное — «Благословен… отделивший святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от других народов, седьмой день от шести дней будней…»
Почему благословляют благовония? Мудрецы говорят, что в субботу еврею дается «дополнительная душа». С окончанием субботы эта душа покидает человека до следующей субботы и, чтобы расставание с ней не было столь печальным, мы наслаждаемся запахом благовоний.
Почему произносят благословение над горящей свечой? Этим мы благодарим Всевышнего за то, что Он дал нам огонь. Согласно преданию, Б-г дал Адаму огонь на исходе субботы.
8. Малаве Малка – Проводы царицы
Еврейская традиция называет Субботу царицей. Поэтому принято оказывать ей честь и устраивать после окончания Субботы особую трапезу – «проводы царицы». Для этой трапезы предназначаются специальные песнопения, которые можно найти в Сидуре. Многие из них посвящены пророку Элиягу. Этим выражается надежда, что на наступившей неделе придет Мошиах (Спаситель), о приходе которого, согласно традиции, возвестит пророк Элиягу.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню