Законы Песаха - Детская еврейская энциклопедия

Перейти к контенту

Главное меню:

Законы Песаха

З

Слово "песах" (пасха) имеет два значения: "прохождение мимо" и "переход".
Песах - это праздник, в который евреи отмечают одно из наиболее значительных событий своей истории - освобождение из египетского рабства. Вот уже более трех тысяч лет, каждую весну, евреи всего мира как бы заново проходят путь от рабства к свободе, делая каждый шаг этого путешествия частью своей собственной жизни.
Отмечают Песах восемь дней. На протяжении всей недели в пищу не употребляется ничего квасного (хамец). Перед Песахом все квасное собирается и сжигается или продается иноверцу. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять только после специальной обработки в огне или кипящей воде.
Кульминационным моментом празднования еврейской Пасхи является вечерняя трапеза (седер), которая устраивается в первую и во вторую ночи праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об исходе из Египта. На столе обязательно присутствуют символические блюда, разложенные на кеаре - посуде, использующейся только для пасхального седера.
На Пасху число «четыре» играет значительную роль: во время пасхального седера упоминаются четыре сына, четыре бокала вина, четыре вида искупления  и, наверное, самая известная часть седера - четыре вопроса.
1. Почему эта ночь отличается от всех других ночей?
2. Во все другие ночи мы едим разные овощи. Почему в эту ночь - только марор [горькие травы]?
3. Во все другие ночи мы не обмакиваем травы. Почему в эту ночь мы это делаем дважды?
4. Во все другие ночи мы едим сидя или полулежа. Почему в эту ночь мы только возлежим?
В ответ на эти вопросы глава семьи рассказывает историю Песаха.
Итак, первая особенность седера – употребление в пищу мацы.
Мацу едят в память о том, что во время исхода израильтяне пекли пресные лепешки, так как не могли ждать, пока тесто забродит.
Перед началом трапезы в салфетку заворачивают 3 кусочка мацы. Есть множество традиционных объяснений этому факту. Согласно одной традиции, эти три куска мацы представляют собой три класса людей в древнем Израиле: священники, левиты и остальные члены общества. Согласно другой традиции, эти три куска символизируют троих патриархов Израиля: Авраама, Исаака и Иакова. Некоторые считают, что они символизируют три венца: венец учения, венец священства и венец царства. Еще некоторые считают, что два куска мацы символизируют два еженедельных хлеба, а третий - особый пасхальный хлеб, так называемый «хлеб скорби» .
Один кусочек мацы преломляют пополам.
Из среднего куска делают афикоман.
Само происхождение слова «афикоман» проливает некоторый свет на нее. Считается, что это слово произошло от греческого «эпикомиос» («десерт» или «пирушка») . Афикоман преломляют, заворачивают в ткань, прячут, а потом опять достают на свет. Принято афикоман прятать, чтобы потом дети нашли его.
Во время седера принято есть горькую зелень. Горькая и тертая зелень (марор и хазерет) символизирует горечь египетского рабства. Ее принято обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые израильтянами в Египте, и море, пересеченное во время исхода.
Смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина (харосет) напоминает своим цветом глину, из которой порабощенные евреи делали кирпичи.
На кеару кладут еще три символических блюда, которые не едят: прожаренный кусок баранины с косточкой (зроа) - напоминание о пасхальном агнце, не приносимом в жертву со времен разрушения Иерусалимского Храма, крутое яйцо (бейца) - символ рождения новой жизни народа, вышедшего из рабства, и весенний овощ (карпас).
За трапезой выпивают четыре бокала красного вина, соответствующие четырем фразам Книги исхода об избавлении израильтян от египетского ига, а также четырем чашам, упоминаемым в Книге бытия в рассказе виночерпия о своем сне Иосифу.
Одним из обязательных условий седера является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами: "В будущем году - в Иерусалиме!".

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню