Главное меню:
Слово "песах" (пасха) имеет два значения: "прохождение мимо" и "переход".
Песах -
Отмечают Песах восемь дней. На протяжении всей недели в пищу не употребляется ничего квасного (хамец). Перед Песахом все квасное собирается и сжигается или продается иноверцу. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять только после специальной обработки в огне или кипящей воде.
Кульминационным моментом празднования еврейской Пасхи является вечерняя трапеза (седер), которая устраивается в первую и во вторую ночи праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об исходе из Египта. На столе обязательно присутствуют символические блюда, разложенные на кеаре -
На Пасху число «четыре» играет значительную роль: во время пасхального седера упоминаются четыре сына, четыре бокала вина, четыре вида искупления и, наверное, самая известная часть седера -
1. Почему эта ночь отличается от всех других ночей?
2. Во все другие ночи мы едим разные овощи. Почему в эту ночь -
3. Во все другие ночи мы не обмакиваем травы. Почему в эту ночь мы это делаем дважды?
4. Во все другие ночи мы едим сидя или полулежа. Почему в эту ночь мы только возлежим?
В ответ на эти вопросы глава семьи рассказывает историю Песаха.
Итак, первая особенность седера – употребление в пищу мацы.
Мацу едят в память о том, что во время исхода израильтяне пекли пресные лепешки, так как не могли ждать, пока тесто забродит.
Один кусочек мацы преломляют пополам.
Из среднего куска делают афикоман.
Само происхождение слова «афикоман» проливает некоторый свет на нее. Считается, что это слово произошло от греческого «эпикомиос» («десерт» или «пирушка») . Афикоман преломляют, заворачивают в ткань, прячут, а потом опять достают на свет. Принято афикоман прятать, чтобы потом дети нашли его.
Смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина (харосет) напоминает своим цветом глину, из которой порабощенные евреи делали кирпичи.
На кеару кладут еще три символических блюда, которые не едят: прожаренный кусок баранины с косточкой (зроа) -
За трапезой выпивают четыре бокала красного вина, соответствующие четырем фразам Книги исхода об избавлении израильтян от египетского ига, а также четырем чашам, упоминаемым в Книге бытия в рассказе виночерпия о своем сне Иосифу.
Одним из обязательных условий седера является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами: "В будущем году -