Суккот סוכות - Детская еврейская энциклопедия

Перейти к контенту

Главное меню:

Суккот סוכות

С

Еврейский праздник кущей, Суккот, начинается 15-го числа месяца Тишрей и продолжается 7 дней. Из них первый день - полный праздник,  ( йом тов), а остальные шесть дней - "праздничные дни", отличающиеся от полного праздника тем, что в них можно делать многие из "будничных" дел, которыми не занимаются в йом тов, - как раз для того, чтобы йом тов стал "полным праздником".
Этот праздник имеет несколько названий: праздник шалашей ("Хаг а-суккот"), праздник сбора урожая ("Хаг а-асиф"), конец странствий по пустыне, праздник человечности и мира, праздник черпания и возлияния ("Холь а-моэд"), с просьбой дождей для будущего урожая, а чаще всего его называют "зман симхатейну", то есть "время нашей радости".
Само же название праздника произошло от слова "сукка". Что же такое сукка: шатер, шалаш, домик? "В сукках сидите семь дней..." - говорится в Торе. Переводится это слово как "шатер" или "шалаш", а в старых переводах - "кущи" (тогда и сам праздник Суккот назывался праздником Кущей).
Слово сукка означает "жилище", любое жилище, крыша которого сделана из схаха. Для схаха подойдет все растительное: ветки с листьями, хвоей или без, дощечки, планки и т.п. Такая крыша, безусловно, не оставляет впечатления надежно укрывающей от непогоды. Но именно в этой ненадежности и заключается смысл того, что только такая крыша пригодна для жилища в Суккот! Потому что она, эта "дырявая" крыша, символизирует отказ от опасной иллюзии, что нас может защитить от любой невзгоды и непогоды "надежная" крыша (стены, власть, деньги, танки, лекарства и т.д., и т.п.). Хотя в трудный час нас защищает Всевышний.
Обычно сразу же после Йом Кипура, т.е. за пять дней до Суккот, приступают к построению сукки. Одни строят во дворе домик из фанеры или пластика, другие, те, кто живет в собственном доме, имеют обычно специальное помещение, в котором только крыша заменяется на схах, а третьи - на семь дней превращают в сукку свой балкон.
В таком жилище и проводят все семь дней праздника: в нем едят, пьют, учатся, беседуют, если позволяют условия - спят.
Еврейский закон называет в Суккот дом человека - временным жилищем, а суку - постоянным.
В Суккот выполняют особый ритуал - «вознесение лулава». Лулавом называется как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, - это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, - это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел. Мирт - растение несъедобное, но приятно пахнущее - это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, - это евреи, которые не знают Тору и не делают добра. И все-таки Бог всех соединил в один букет - один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга. Согласно другому толкованию, каждое из растений - определенная часть человеческого тела. Этрог - это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист - позвоночник, мирт с его овальными листочками - глаза, а ива - уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.
В канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли, приспособления для постройки и украшения сукки.


 
Назад к содержимому | Назад к главному меню